20 СЛОВ, КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ | Богатство речи
1. Мимикрия - подражание.
2. Колумелла - пространство между ноздрями.
3. Фраппировать – неприятно удивлять.
4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
8. Кредо - мировозрение, убеждения.
9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.
Страх публичных выступлений
Людей, которые из-за панического страха избегают говорить на публике, психологи называют глоссофобами. Боязнь публичных выступлений занимает второе место в классификации фобий после страха смерти. Учёные установили, что у большого числа людей в процессе публичного выступления выделяется количество адреналина, соизмеримое с тем, что выделяется во время прыжка с парашютом. Эту фобию обычно связывают с тем, что в детстве родители часто запрещают ребенку говорить, стесняются его или игнорируют. Страх укрепляется в школе, когда учителя критикуют ответы учеников и ставят за них оценки.
Есть множество способов избавиться от этого страха. Например, можно представлять, что во время выступления вы говорите не сами, а исполняете роль уверенного в себе человека. Помогает превратить речь из монолога в обсуждение: задавая вопросы слушателям, вы переведёте внимание со своей персоны на весь зал. Профессиональные ораторы никогда не выходят на сцену без подготовки. Они советуют по многу раз репетировать выступление перед зеркалом, запоминая не только слова, но и жесты. Во время репетиции следует визуализировать то, какой успех вас ждёт, представить аплодисменты, а также отработать ответы на вопросы, которые вам могут задать. Можно потренироваться в произнесении речи перед близким человеком. Во время выступления необходимо найти в аудитории человека, который к вам дружелюбно настроен, и сфокусироваться на нём. Улыбка и глубокое дыхание помогут снизить уровень напряжения.
Страх успеха
Эту парадоксальную, на первый взгляд, фобию также называют комплексом Ионы, впервые описанным Абрахамом Маслоу. По преданию, Бог повелел Ионе стать пророком и пойти в Ниневию с проповедью покаяния, но Иона испугался, посчитал, что не справится с таким ответственным делом, и сбежал. Маслоу пишет: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, вы будете глубоко несчастной личностью».
Комплекс Ионы заключается в боязни человека реализовать свои природные способности, в страхе изменить своё, пусть неинтересное и ограниченное, но так или иначе налаженное существование. Отсутствие великих достижений такие люди считают гарантией того, что их минуют крахи и тяжелые разочарования. Они ставят перед собой ничтожные цели и долго «празднуют победу», достигая их.
Бегство от свободы состоит в том, что человек предпочитает уступить обременительную свободу в обмен
на гарантированный минимум стабильного благополучия
С комплексом Ионы связано и понятие свободы, которое Маслоу определяет как ответственность за каждый свой жизненный выбор, за собственную судьбу и не только. Бегство от свободы состоит в том, что человек предпочитает уступить обременительную свободу в обмен на гарантированный минимум стабильного благополучия. Маслоу выделяет восемь способов поведения, которые позволяют победить страх успеха. Он предлагает представить жизнь как процесс постоянного выбора между продвижением и отступлением. Любое развитие происходит только после осознания того, кто вы есть и чего именно вы хотите, поэтому необходимо отделить себя от навязанных обществом целей. Истинная цель может подсознательно пугать тем, что потребует значительных изменений своего «я», но это может случиться лишь тогда, когда цель выбрана не вами, а за вас.
Страх провала
Учёные называют страх неудачи атихифобией. Люди, одержимые ею, чаще всего отказываются от каких-либо действий, так как верят, что их ждёт неминуемый провал. Они подсознательно преуменьшают собственные таланты и способности, перестают искать новые решения проблемы. Страх неудачи в них сильнее, чем потенциальная радость от успеха.
Психологи видят причины фобии в том, что человек рос в семье, где одобрение и любовь напрямую связывались с достижениями ребёнка. В результате человек вырастает с ощущением, что его отвергнут, если он ошибётся. Такие люди выбирают путь посредственности и избегают риска, им неприятна ситуация конкуренции.
Для лечения фобии психологи часто используют метод систематической десенсибилизации, при котором человек попадает в ситуации, чем-то похожие на те, что вызывают в нём приступы страха, но безболезненные и выносимые. В этих ситуациях человек может сам контролировать свой страх, а уровень сложности постепенно повышается. Терапевт показывает, как реакцию страха в них можно заменить на другую: например, на злость, возбуждение, релаксацию. Избавление от страха провала невозможно без осознания того, что неудачи — неотъемлемая часть любого опыта.
Страх изменений
Страх изменений и неизвестности идут рука об руку. Мозг воспринимает любые изменения как источник стресса, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. Любые изменения требуют адаптации и смены устоявшейся картины мира. Самое комфортное состояние для человека — это стабильная, предсказуемая рутина. Она даёт людям ощущение контроля. Из страха потерять контроль они подсознательно избегают вещей, которые могут кардинально изменить их жизнь. Так, например, они предпочитают общаться в ограниченном кругу людей, разделяющих их взгляды на мир. Они продолжают неудовлетворяющие их отношения, работают на нелюбимой работе, потому что боятся почувствовать, что они напрасно потеряли время. Повторяя день за днём одно и то же, они испытывают иллюзорное чувство защищённости.
Чтобы как-то выбраться из этого замкнутого круга, психологи советуют воспринимать мозг как программу, требующую постоянных обновлений. Страх неизвестности порождается незнанием, поэтому они советуют попробовать заменить страх любопытством. Это позволит перевести фокус с ощущения страха на непосредственное действие и поиск знаний. Любое бездействие только увеличивает страх, а деятельность постепенно даёт необходимый опыт и уверенность в своих силах. Страх — это иллюзия, обман ума, который принимает негативный сценарий развития событий за единственно возможный. Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Когда уверенный в себе парень выходит один на один с пугающим его миром и хватает того за бороду, он каждый раз с удивлением понимает, что борода эта фальшивая и страшит только тех, кто её боится».
Страх принятия решений
Навязчивый страх принятия решений называют децидофобией. Причиной фобии обычно считают поощряемую родителями привычку поступать так, как другие, не решать самостоятельно возникающие проблемы. Кроме того, причиной фобии может стать неверно принятое решение, которое повлекло за собой неприятные последствия. Децидофобы предпочитают найти того, кто будет принимать решения за них. В этой роли могут выступить родители, супруг или начальник. Очень часто децидофобы верят в суеверия и фатум, который как бы лишает их контроля над собственной жизнью.
При этом выбор сам по себе — не такой уж важный момент, как это иногда представляют. Это только начало выполнения задания. Сделать «правильный» выбор — это, скорее, теоретическая концепция. Кто знает, какой результат был бы получен при реализации остальных вариантов? Если две или более альтернативы похожи, то выбор между ними не столь критичен. Децидофобам нужно научиться прислушиваться к собственным желаниям, перестав постоянно думать о том, как угодить остальным. Им свойственно преувеличивать то, насколько внимательно за их действиями следят окружающие. Вы можете проиграть или выиграть, но большинство людей этого даже не заметят. И это хорошая новость!