Интересная методика попалась.
Методика "Пирог счастья".
Статьи / Постановка цели
От автора: Долгие годы данная методика включается мной в каждую диагностику от 12 лет и выше, потому что она легко воспринимается клиентами, не вызывает у них внутреннего сопротивления и даже позволяет устанавливать естественные консультационные отношения.
В психологической диагностике существует великое множество методик, каждая вторая обычно легко встречается в интернете. Но вот этой не видела ни разу. И автор методики мне не известен. Я узнала о ней в ту бытность, когда я еще работала в психологическом центре, от своей более зрелой коллеги Бурмистровой В.К.
Долгие годы данная методика включается мной в каждую диагностику от 12 лет и выше, потому что она легко воспринимается клиентами, не вызывает у них внутреннего сопротивления и даже позволяет устанавливать естественные консультационные отношения.
К более глубоким целям относятся:
- цельпознакомиться с содержанием жизни клиента,
- цель изучить секторы жизни, их процентное соотношение,
- цель изучить ценностно-мотивационную сферу личности.
Данная методика находится на стыке когнитивной психологии и психологии творчества и позволяет как эмоционально активизировать клиента, так и дать ему новое знание о себе и характере своей жизни. С ее помощью можно увидеть диспропорции сфер жизни, обедненность жизни клиента. Ее выполнение простое и в то же время интересное.
Оборудование: 10 пустых разноцветных карточек, фломастеры, два цветных листа формата А4, тарелка и ножницы.
Инструкция: «Я предлагаю Вам сделать хорошее диагностическое упражнение. Мы будем лепить пирог счастья. Счастье в Вашей жизни. Сколько счастья в Вашей жизни?»
Описание:
Шаг 1. Испытуемому предлагают на цветных карточках написать то, что есть в его жизни, то из чего его жизнь состоит, и что для него важно (друзья/общение, учеба/работа, любимое дело и т.д.).
Шаг 2. Испытуемому предлагают самому сделать 2 круга из цветной бумаги, так как ему удобно (нарисовать самому, обвести тарелку, воспользоваться ножницами, вырезать).
Шаг 3. Испытуемому предлагается, поставив в центре круга точку, расположить свои куски пирога, как он считает нужным, с учетом того сколько времени и сил в день он на них тратит.
Шаг 4. Просмотреть с испытуемым весь полученный результат, проанализировать.
- все ли карточки из 10 им заполнены (часто 4-3 остаются пустыми),
- на сколько гармонично равномерно размещены элементы на круге (пироге жизни),
- на сколько испытуемому нравится, то что получилось,
- о чем ему это говорит?
Рефлексия: этот пирог похож на пирог счастья? Хотите вы что-то добавить или изменить?
Шаг 5. Предлагаем испытуемому сделать новый гармоничный пирог счастья.
За годы использования я лично добавила в эту методику еще один шаг. Он заключается в ответе на вопрос: что тебе дает этот сегмент/ слой жизни?
Примеры работы по методике «Пирог счастья».
Пример 1. Мужчина 32 года. Прийти к психологу попросила жена, точнее будет написать «упросила». Потому что она его «почти не видит дома», только едящим ужин или спящим. Оказалось, что сегмента дом у клиента нет. Есть семья, но он заботится о ней, когда приносит им деньги.
Пример 2. Молодая женщина. Замужем, но до сих пор проживающая отдельно от мужа. В ее пироге счастья мужа нет, его нет в семье, там только мама, а он сам находится в сегменте «будущее».
Пример 3. Подросток в 15 лет не учится. Учебы нет. Есть друзья. Но очень важна семья, которая нужна для того, чтобы давать опору и поддержку.
- Семья дает опору и поддержку?
- Нет.
- Почему?
- Заставляют меня учиться.
- А почему?
- Не знаю.
- Спроси у мамы (мама сидит тут же на диване).
- Мама, зачем ты говоришь мне учиться?
- Чтобы ты был умным, сам решал учебные проблемы, и меня не вызывали постоянно в школу.
- Ты можешь это сделать? За помощь и поддержку.
- Могу.
- Тебе нужна помощь от мамы в учебе?
- Нужна.
- Давай скажем маме какая.
-...
- Мама, а вы обещаете, если ваш сын подделает учебу помогать ему и поддерживать его.
- Конечно.
Вот так мы находим сегменты, устанавливаем мотивацию учебной и другой деятельности, заключаем общественный договор и сопровождаем его выполнение и обучаемся новым навыкам, а в основе диагностический материал «Пирог счастья».
Новикова Светлана Михайловна