Макрофáги (от др.-греч. μακρός — большой, и φάγος — пожиратель (синонимы: гистиоцит-макрофаг, гистофагоцит, макрофагоцит, мегалофаг-пожиратель)), полибласты, клетки мезенхимальной природы в животном организме, способные к активному захвату и перевариванию бактерий, остатков погибших клеток и других чужеродных или токсичных для организма частиц. Термин «макрофаги» введён Мечниковым.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуМакрофаги участвуют в управлении иммунитетом
Илья Щеглов Σ
Воспалительные реакции – важный механизм защиты организма в борьбе с инфекциями и повреждениями тканей. Однако во многих случаях воспаление само по себе наносит вред организму. Например, при ревматоидном артрите хронический воспалительный процесс в суставах приводит к деградации хрящевой ткани, отёкам и сильным болям. Методы борьбы с таким воспалением были до сих пор не совсем понятны. И вот группе британских исследователей удалось идентифицировать белок, который выполняет функцию «главного переключателя» в белых кровяных клетках, определяя, будут они стимулировать или подавлять воспаление. Результаты работы, опубликованной 16 января в журнале Nature Immunology, могут помочь учёным в поиске нового метода борьбы с чрезмерным воспалением.
Клетки иммунной системы, называемые макрофагами, могут не только уничтожать чужеродные агенты, но и обмениваться сигналами с другими клетками иммунной системы. Они способны как к стимуляции воспаления, так и к его подавлению. Согласно исследованию учёных Имперского колледжа Лондона, этот процесс зависит от белка, называемого регуляторным фактором интерферона 5 (IRF5). Он действует как молекулярный переключатель и определяет характер влияния макрофагов на интенсивность воспалительной реакции.
Ранее учёные Имперского колледжа Лондона уже занимались разработкой методов подавления воспаления, воздействуя на другие сигнальные белки. Однако данные методы оказались неэффективными для значительной части пациентов. В связи с этим возникла острая необходимость в разработке новых подходов. Учёные обратили внимание, что активная экспрессия гена, кодирующего белок IRF5, связана с повышенным риском развития аутоиммунных заболеваний. С помощью генно-инженерных вирусов они ввели в искусственно культивируемые макрофаги человека дополнительные копии гена IRF5. В результате такого повышения экспрессии белка макрофаги, проявляющие до этого противовоспалительную активность, переключались на стимуляцию воспаления. И наоборот, блокада IRF5 в противовоспалительных макрофагах с помощью синтетических ингибиторов приводила к тому, что эти макрофаги переставали выделять воспалительные сигналы. IRF5, будучи фактором транскрипции, судя по всему, активирует работу генов, участвующих в воспалении, и подавляет экспрессию противовоспалительных генов. Он может регулировать гены, непосредственно связываясь с ДНК, либо путём взаимодействия с другими транскрипционными факторами.
Результаты позволяют предположить, что блокада продукции IRF5 в макрофагах может оказаться эффективным способом лечения широкого спектра аутоиммунных заболеваний, сопровождающихся патологическим воспалением, таких как ревматоидный артрит, воспалительные заболевания кишечника, системная красная волчанка и рассеянный склероз. С другой стороны, повышение уровня IRF5 может помочь в лечении людей, чей иммунитет снижен по тем или иным причинам.
Ведущий автор работы Ирина Удалова (Irina Udalova) из Института ревматологии Кеннеди в Имперском колледже говорит: «Болезни могут влиять на то, какие гены будут включены или выключены в определённых типах клеток. Понимание того, как это переключение регулируется, крайне важно для разработки прицельных стратегий подавления нежелательных клеточных ответов. Наши результаты показывают, что IRF5 является главным переключателем в ключевых клетках иммунной системы и определяет, какие гены будут включены в этих клетках. Это очень интересно, так как, если мы сможем сконструировать молекулы, влияющие на функции IRF5, это даст нам новый способ противовоспалительной терапии при самых разнообразных состояниях».
Источник информации:
Krausgruber T., Blazek K., Smallie T., Alzabin S., Lockstone H., Sahgal N., Hussell T., Feldmann M. and Udalova I. IRF5 promotes inflammatory macrophage polarization and TH1-TH17 responses. Nature Immunology (2011). DOI:doi:10.1038/ni.1990. Published online 16 January 2011.
Добавлено: 29 Июнь 2012, 13:03:52
врачи Клинической больницы им. Л. Г. Соколова № 122 гастроэнтеролог Василий Чащинов и хирург Виктор Кащенко.
Миф 1 – Периоды ремиссий и обострений непредсказуемы
- Предсказать их периодичность порой, действительно, сложно. Но при правильном лечении и наблюдении у врача можно даже предотвратить. Болезнь Крона может отступить на десятилетия, но обычно ее симптомы все же возвращаются. Особенно под воздействием различных стимулирующих факторов. Отказ от курения, диета, позитивный эмоциональный настрой, без сомнения, помогут избежать обострений.
Дело в том, что у курильщиков существует большой риск развития абсцессов или свищей. Чем больше вы курите, тем с большей вероятностью симптомы заболевания вернутся вновь, и потребуется более мощная терапия. Кроме того, курящие пациенты имеют повышенный риск хирургического вмешательства, он увеличивается почти вдвое. Также отмечается и повышение риска рецидива болезни после операции, по меньшей мере, в два-три, а то и в шесть раз.
Миф 2 – Поставить диагноз крайне сложно
- Симптомы болезни Крона похожи на целый ряд других заболеваний - синдром раздраженной кишки, язвенный колит, язвенная болезнь и т.д. Острые ее проявления вообще чаще принимают за аппендицит. Характерны для заболевания и внекишечные воспаления глаз: слизистой оболочки, среднего слоя стенки глаза, белой оболочки, радужной оболочки, боли в суставах, чаще всего периферический артрит, высыпания на коже - болезненные красные узелки на руках или голенях. Пациенты, да и многие врачи не всегда связывают такие проявления с основным заболеванием. Поэтому и лечатся у ревматологов, дерматологов, офтальмологов и других специалистов.
Поставить диагноз не сложно, для этого у врача есть возможности: клинические и биологические исследования, подтверждающие наличие признаков воспаления в крови, эндоскопические, рентгенологические и гистологические обследования. Эндоскопия дает самые высокие доказательства наличия болезни. Применяется и относительно новый метод исследования, позволяющий без лучевого воздействия четко увидеть стенки тонкой кишки – гидро-магнитно-резонансная томография. И, конечно же, самая последняя методика - капсульная эндоскопия, современный метод исследования с помощью видеокапсулы. Небольшое устройство чуть больше таблетки проглатывается, запивается водой и далее свободно продвигается по пищеварительному тракту. Благодаря датчикам на теле пациента, оно передает изображение слизистой оболочки тонкой кишки на монитор компьютера. Единственного метода, который мог бы выявить все случаи болезни Крона, нет, но комбинация различных исследований позволяет сделать однозначные выводы.
Миф 3 – Хирургической операции не избежать
- К сожалению, есть пациенты, у которых консервативная терапия оказалась безуспешной или наблюдается развитие осложнений. Только в таком случае необходима хирургия. В большинстве случаев можно попытаться остановить процесс медикаментозно. Согласно исследованиям, приблизительно у половины пациентов болезнь Крона протекает легко, для них успешна минимальная или прерывистая терапия. Для пациентов с умеренным (30%) или тяжелым (20%) течением болезни необходимо постоянное лечение индивидуально подобранными лекарственными средствами.
Миф 4 – Операция не радикальна
- Хирургическое вмешательство с целью удаления пораженного участка кишечника не может избавить от болезни Крона, но может улучшить состояние человека. Мы привыкли к тому, что хирургия вылечивает заболевание: воспалился аппендицит - его удалили, и человек вылечился, есть воспаление желчного пузыря – удалили желчный пузырь и вылечили. Что касается болезни Крона, здесь все по-другому. В основе заболевания лежит чрезмерная активность иммунной системы против клеток кишки. И после операции такая реакция организма на кишку сохраняется. Поэтому и рецидивы возникают часто, но не в 100% случаев. У части больных после удаления патологического участка и при последующем правильном лечении рецидивов вообще не возникает. Все зависит от того, как лечить. Если не лечить вообще, то больше будет рецидивов, чем ремиссий. Если лечить правильно, то больше будет ремиссий, чем рецидивов.
Когда применяется грамотный комплексный подход к лечению, рецидивы после операции возникают меньше, чем в половине случаев. Дело в том, что это специфическое заболевание, с одной стороны, традиционно лечат гастроэнтерологи, но у пациентов могут возникать осложнения, которые гастроэнтерологи не в состоянии убрать. Тогда лечение продолжает хирург и завершает снова гастроэнтеролог. Большое значение имеет выбор правильного подхода к лечению на каждом этапе. В ходе операции, которые выполняются щадящим лапароскопическим методом должны использоваться новые технологии разъединения тканей, качественный шовный материал. А наиболее часто встречающееся осложнение болезни Крона - сужение кишки, убирается с помощью методики баллонного расширения без удаления пораженных участков.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку