Онлайн-конференция: Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени?
3 октября 2013 pressria.ru
По данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин признается в чрезмерном увлечении Интернетом. Социальные сети, электронная почта, онлайн-игры и шопинг стали частью нашей повседневной жизни. Где лежит грань между разумным использованием Сети и Интернет-зависимостью? В какой момент стоит бить тревогу? Как социальные сети меняют людей? Есть ли разница между реальным и виртуальным общением, и в чем она заключается? На эти и другие вопросы ответил доктор психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галина СОЛДАТОВА.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуЕгор:
Добрый день! Галина Владимировна, периодически нас шокируют цифрами об интернет-зависимости. А что это такое? Если я пользуюсь интернетом по делу, по работе, или просто ищу необходимую информацию, я что – уже зависим? Галина Солдатова:Цифрами шокируют, действительно. И есть очень много исследований (…), разные подходы, наиболее частый — это
диагностика по аналогии с зависимостью от психоактивных веществ, и с гэмблингом, это игровая зависимость. Многие исследователи считают такой подход недостаточным, есть целый ряд критериев.
Есть
биосоциальная модель некоторых ученых, среди которых Гриффитс, в ней выделяется
6 критериев, которые присутствуют в любой аддикции, в том числе и в интернет-зависимости:
-
Высокая значимость, сверхценность, что интернет становится самым важным для человека, определяет его чувства, поведение.
-колебания
настроения и зависимость настроения от присутствия в интернете, доступности его, это позволяет отвлечься от неприятных переживаний, улучшает настроение, и так далее.
-
Толерантность, но в медицинском смысле, а не в привычном нам. Здесь толерантность как необходимость все чаще и делать делать что-то, в данном случае быть в интернете.
-
Симптом отмены, это негативные эмоции, которые переживаются, и всякие соматические моменты, когда нет интернета, своеобразная ломка, когда лишили человека объекта, который доставляет ему удовольствие. Она может быть как пассивная, так и активная.
-
Симптом социальной дезадаптации, когда у человека возникают проблемы именно в социальном окружении. Одним из критериев этого являются конфликты разного рода, и они достаточно сильно затрудняют его жизнедеятельность.
-
Рецидив. Другими словами, это тенденция возвращаться к привычному поведению даже после того, как человек долго воздерживался, покончил с интернет-зависимостью, но через некоторое время все начинается так, как будто не было перерыва. Здесь я бы назвала еще важный симптом —
симптом потери контроля, когда человек безуспешно пытается отрегулировать время, которое он проводит в интернете.
….Если мы в более широком плане посмотрим на эту проблему, то, наверное, здесь стоит сказать, что большинство людей все же не страдают интернет-зависимостью, даже если они сами так считают... Мне кажется, что у Егора нет зависимости, потому что он использует интернет по делу, по работе, для поиска информации, и если он может контролировать эту ситуацию — то у него нет зависимости, но есть социальная ситуация, которая определяет его частое присутствие в интернете.
Анна:
Можно ли проводить четкую грань между виртуальным общением и общением реальным. По сути эффект одинаковый, так в чем же разница? Галина Солдатова:Мы раньше определенно говорили о том, что есть виртуальное общение, а есть реальное общение. Сейчас, в настоящем времени, очень трудно провести эту границу. И современный мир настолько текуч, настолько он взаимозависим, что граница между реальным и виртуальным сегодня стирается. И поэтому та часть виртуальной жизни, о которой раньше мы говорили отдельно, сейчас является частью нашей жизни. Мы очень многие проблемы решаем в виртуальном общении, те самые реальные проблемы, от которых зависит и наша успешность в деловой, профессиональной и личной жизни. Поэтому говорить о четкой границе между реальным и виртуальным общением я бы сегодня не стала.
Сергей:
С чем связано желание некоторых пользователей социальных сетей раскрывать о себе подробную информацию, выкладывать фото, которые иллюстрируют практически каждый их шаг?Галина Солдатова:Мне кажется, что такой стиль отличает очень многих пользователей в сети, и чаще всего, конечно, выкладывается все это с позитивной точки зрения.. здесь есть
палка о двух концах.
С одной стороны, это делают очень общительные люди, у которых есть такая
потребность к демонстративному поведению, и они эту потребность реализуют в интернете.
С другой стороны, это часто тоже делают люди наоборот
с дефицитом общения, то есть те, кому в реальной жизни не хватает взаимодействия, не хватает раскрытия себя, у которых есть трудности в раскрытии себя близкому окружению. И они делают это на широкую аудиторию, которой является интернет.
Кроме того, это
интересный феномен заполнения своей жизни. Когда ты это все делаешь, выкладываешь, то возникает иллюзия активности, и даже социальной активности — что ты собираешь лайки, комментарии. И это не очень хорошо для человека, потому что он может оторваться от той реальности, в которой он действительно существует. Граница между реальностью и виртуальностью пока еще не стерта до конца, и нужно сдерживать себя, оставаться в реальном мире.
Сейчас появились
новые термины, например,
интернет-нарциссизм, и появился феномен
фейсбук-депрессия, когда при демонстрации люди видят очень много в своей новостной ленте фактов из жизни других людей, путешествия, новые машины, разные элитные вечеринки и так далее, и их собственная жизнь кажется очень грустной, депрессивной и тоскливой по сравнению с такой яркой жизнью. Это все отражение того желания, о котором представленный вопрос.
Антон:
На Ваш взгляд, не становимся ли мы беспомощными из-за компьютера и интернета. Сегодня редко кто умеет пользоваться картой или компасом. Никто уже не пишет письма на бумаге, не надеется на свою память… Мы деградируем?Галина Солдатова:Антон, у меня тоже с этим проблемы. Я, например, уже совсем не помню номера телефонов своих знакомых, и даже номер мамы, потому что он у меня записан в телефоне. По статистике, 50% детей пользуются мобильным интернетом. Все это меняет и наше восприятие окружающего мира, и наше отношение к нему, и нас самих.
Ученые пытаются исследовать эти вопросы, проблему
цифрового поколения… Это дети, которые сейчас рождаются, нынешние школьники, студенты — это так называемые
цифровые аборигены, которые родились и социализировались в ту эпоху, когда интернет был распространен и повлиял на их образ жизни. Понятно, что изменение образа жизни может привести к изменению психического развития. …есть уже доказательства, например, того, что
интернет влияет и изменяет формирование высших психических функций… внимание, мышление, восприятие, память. Например, я начала с телефона, и могу сказать, что у детей сейчас выявляется очень четко, что у них меняются механизмы
запоминания. Зачем запоминать содержание, если мы знаем, где лежит эта информация. Поэтому дети часто запоминают не саму информацию, а место или алгоритм, как ее найти.
Внимание тоже меняется, потому что вал информации, который сейчас существует, информационное цунами, которое на нас накатывает, как только мы входим в интернет, влияет на очень многие аспекты. Концентрация внимания сейчас уменьшилась чуть ли не в 10 раз, по некоторым данным, и если ребенок раньше легко выдерживал 40-45 минут школьного урока, то с каждым годом им все труднее выдержать такую концентрацию внимание. Это очень связано с понятием
клипового мышления, о котором очень много спорят, представление о котором возникло достаточно давно. Но с распространением интернета о нем говорят все больше и больше. Идет феномен многозадачности. Потому что мы все замечали, что наши дети делают очень много дел одновременно. Разная деятельность, которая параллельно идет в интернете способствует…. У этого поколения, вполне вероятно, будут совсем иные умения в этой области.
По поводу
деградации — я бы так вообще не сказала, хотя есть очень противоречивые данные в этой области. Одни исследователи говорят о цифровом слабоумии, а другие очень уверенно утверждают, что многозадачность вызывает возникновение новых нейронных связей, и наши дети становятся умнее. Вопрос требует изучения, но в любом случае я думаю, что те возможности, которые мы имеем в новую эпоху, вследствие того, что у нас есть инструмент добывания информации, средство коммуникации — это все приводит к расширению наших возможностей, развитию наших способностей.
И я склонна думать, что новое поколение будет круче, лучше, умнее, и мы ни в коем случае не деградируем, а развиваемся. Если интернетом правильно воспользоваться, то это очень хороший инструмент нашего развития.