Гиперадаптоз — это болезнь не только по определению, но и, как рассматривалось выше, по существу, ибо избыточность ответа, например при стрессе, приводит к уменьшению жизнеспособности организма. Вместе с тем гиперадаптоз — нормальная болезнь, так как возникает всегда в процессе старения организма, а не под влиянием случайных наследственных дефектов (как это имеет место при эндогенной психической депрессии) и не в результате длительного стресса. Гиперадаптоз развивается и в самой благоприятной обстановке под влиянием фактора времени. Время — универсальный стрессор. Поэтому-то между гиперадаптозом и родственными ему состояниями нет строгого разграничения, как это вообще присуще болезням, возникающим по онтогенетической модели патологического процесса. Этим, пожалуй, и следует объяснить, что гиперадаптоз не мог быть выделен как нозологическая единица ранее, так как по внешним клиническим признакам он почти неотличим от возрастного ожирения, а по своим эндокринным сдвигам — от психической депрессии. И только описание адаптационного гомеостаза как саморазвивающейся в процессе онтогенеза системы и соответственно этому иная, чем обычно, трактовка результатов ингибирующих глюкокортикоидных тестов позволили выделить как отдельную нозологическую единицу новую болезнь — гиперадаптоз К Эту болезнь стало возможным отнести к группе главных болезней, основываясь не только на закономерности гиперадаптоза, но и на той большой роли, которую он играет в возникновении других главных болезней (например, ожирения и сахарного диабета тучных). Все увеличивающаяся вероятность смерти в процессе старения под влиянием все меньших по выраженности стрессорных воздействий любого происхождения (гл. 7) может частично определяться гиперадаптозом. Кроме того, избыточность адаптационного ответа при гиперадаптозе не ограничивается только системой адаптационного гомеостата, а гиперреактивность в пожилом возрасте характерна и для симпатической нервной системы, о чем можно судить по большему приросту концентрации норадреналина в крови при психическом стрессе в пожилом возрасте.
Наконец, следует учитывать, что гиперадаптоз является самоподдерживающимся процессом, так как чем выше уровень кортизола в крови, тем может быть ниже (вследствие механизма десенситизации [Schulster D. et al., 1984]) чувствительность системы к регуляции, что создает, по образному выражению С. Finch (1976), каскадный механизм усиления регуляторных нарушений.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуБлокирование стресса на самой ранней стадии - лишь первая ступенька в борьбе с гиперадаптозом. Это профилактическая мера. Что же делать, если гиперадаптоз уже развился? Он ведь в любом случае развивается с возрастом, просто у разных людей в разной степени.
В.М. Дильман для увеличения в организме фонда катехоламинов (нейромедиаторов) предлагал использовать фенобарбитал (снотворное средство, больше известное под старым названием «люминал») и фенформин (устаревший и снятый с производства антидиабетический препарат). В экспериментах на мышах эти препараты давали некоторый эффект. Но как только их начали применять в клинике для лечения людей, результаты оказались настолько скромными, что применение как началось, так и закончилось на стадии апробации.
Лично я намного больший результат видел от применения антидепрессантов, некоторых легких стимуляторов и гормонов. Более подробно мы их рассмотрим в последующих главах.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку