Ну и салофальк, тоже, как и психотропы, не воздействует на причину.
Насчет Салофалька и других 5-АСК вот какая интересная информация:
Известные данные об иммунных нарушениях в патогенезе ВЗК и о действии лекарственных препаратов позволяют высказать еще ряд соображений о возможных механизмах формирования рефрактерных форм заболеваний, при этом речь идет не только о стероидорезистентности, но о и о рефрактерности практически ко всем базисным препаратам. Одним из таких механизмов может быть неселективность действия 5 – АСК и стероидов и иммуносупрессоров в отношении патологических и защитных факторов. При использовании этих препаратов возникает тотальная блокада всех медиаторов, в том числе, к сожалению, и тех, которые могут оказать цитопротективное и противовоспалительное действие [1]. Так, например, существует точка зрения, что простагландины обладают цитозащитным действием не только в желудке, но и в толстой кишке, и подавление их синтеза нежелательно, т.к. может привести к усилению деструкции слизистой оболочки. Доказательством этому можно считать изменения СОТК, аналогичные изменениям при ЯК, возникающие при лечении ревматоидных заболеваний НПВП. Повреждения слизистой оболочки вызваны в этих случаях угнетением продукции простагландинов, что подтверждает их цитопротективное действие в толстой кишке. Базисные препараты – 5 – АСК и стероиды
– ингибируют синтез всех метаболитов арахидоновой кислоты, включая не только лейкотриены, но и простагландины.
С тех же позиций можно рассматривать действие 5 – АСК и стероидов на продукцию цитокинов. Установлено, что обе группы препаратов блокируют синтез или освобождение практически всех известных цитокинов, не только провоспалительных:
ИЛ – 1, ИЛ – 6, ИЛ – 8, ФНО-a, но и защитных, регуляторных: ИЛ – 4 и ИЛ – 10 [6,66].
Предполагается также ингибирующее действие стероидов на эндогенные антагонисты цитокинов – ИЛ1ра [66 ].
Среди негативных эффектов 5 – АСК можно назвать подавление активности макрофагов слизистой оболочки и NK-клеток. Кроме того, не следует однозначно оценивать действие цитокинов, которые в литературе именуются медиаторами воспаления. Так, например, известно, что ИЛ – 1 обладает выраженной провоспалительной активностью, в то же время продемонстрирована его способность стимулировать пролиферацию эпителиальных клеток, что в определенных ситуациях следует рассматривать, как положительный процесс. Все сказанное позволяет сделать вывод, что современные базисные препараты, применяемые для лечения ВЗК, вследствие неселективного противовоспалительного и иммуносупрессивного действия могут ингибировать как патологические, так и защитные реакции организма. На современном уровне медицины не представляется возможным оценить удельный вес негативных и позитивных, защитных реакций организма при воспалении. Следует задаться вопросом, не присутствует ли в случаях терапевтической резистентности при ЯК и БК очень значительный элемент подавления защитных реакций лекарственными средствами.
Неселективная иммуносупрессия свойственна как стероидным гормонам, так и большинству иммунодепрессантов, в том числе азатиоприну и метотрексату.
Отсутствие избирательного иммуносупрессивного влияния в сочетании с медленно наступаюшим лечебным действием и большим числом побочных эффектов являются существенными недостатками этих препаратов и значительно ограничивают возможности их использования. Селективная иммуносупрессия, направленная только на подавление ИЛ – 2 и ИФ-g, характерна только для циклоспорина А.
Принципиально важным моментом для формирования резистентности является неспособность слизистой оболочки к репарации под влиянием лечения или без него.
Восстановление зависит, в большой степени, от темпов пролиферации кишечного эпителия и, соответственно, от состоятельности механизмов, ее регулирующих.
Среди стимуляторов пролиферации можно назвать многочисленные факторы роста, среди которых трансформирующий фактор роста – TGFb и эпидермальный фактор роста являются наиболее важными. Неселективное действие стероидов распространяется и на эти механизмы. Гормональные препараты угнетают активность факторов роста и тормозят пролиферацию [6]. Этот механизм может способствовать подавлению репаративных процессов в слизистой оболочке.
Несовершенство существующих методов лечения и современные представления о патогенезе ВЗК, участии цитокинов в этом процессе выдвигают на первый план необходимость новых подходов к терапии. Все новые возможности направлены на оптимизацию лечения рефрактерных форм ВЗК, на преодоление стероидорезистентности и стероидозависимости и резистентности иммуносупрессорам.
Прогресс в лечении ВЗК, с нашей точки зрения, может идти в двух основных направлениях. Первое направление – это совершенствование уже существующих средств, создание более эффективных медикаментов на той же химической основе, лишенных побочных реакций, с избирательным принципом действия. В рамках этого направления достигнуты определенные успехи в совершенствовании двух групп базисных препаратов: стероидов и иммуносупрессоров. Что касается аминосалицилатов, то как бы не были значительны отличия и преимущества месалазина и других препаратов 5 – АСК (олсалазин, балсалазид) перед сульфасалазином по эффективности и отсутствию побочных эффектов, они, тем не менее, не решают проблемы неселективности действия. Попытки синтеза аминосалицилатов с избирательной активностью привели к созданию препарата
Зилейтон (Zileuton), селективно блокирующего фермент 5 – липооксигеназу. Это способствует избирательному ингибированию лейкотриенов (ЛТ) – основных производных арахидоновой кислоты, отвечающих за развитие воспаления в кишечнике, практически без влияния на синтез ПГ. Исследования на экспериментальных моделях и первые серии клинических испытаний препарата вселяли большие надежды, однако результаты широких клинических испытаний оказались разочаровывающими.
Исследования в этом направлении продолжаются.
К методам селективной блокады липооксигеназы и ингибирования ЛТВ4 относится также применение полиненасыщенных эйкозопентаеновых жирных кислот, содержащихся в рыбных жирах. Эти вещества путем конкурентного метаболизма подавляют активность 5 – липооксигеназы и ЛТВ4 и способстуют синтезу неактивных в отношении воспаления метаболитов арахидоновой кислоты – ЛТВ5 [5].
Ссылка на статью:
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку