Ну, я решила почитать умных книжек по психиатрии и вот все мои симптомы до одного, но мож и тут не все бзики указаны))):
Под тревогой понимают направленную в будущее отрицательную эмоцию, сопровождающуюся ощущением неопределенной угрозы. Тревога включает комплекс физиологических и психических изменений, возникающих в ожидании возможной опасности (реальной или воображаемой) и имеющих целью подготовить организм к реакции "борьбы или бегства". К ним относятся усиление активности адренергических структур, в том числе повышение тонуса симпатической нервной системы, повышение уровня сахара в крови, мышечного тонуса, артериального давления, учащение пульса, характерные изменения внимания, мышления и т.д. В том случае, если тревога беспредметна и выражается диффузным, неясным беспокойством, речь идет о генерализованной (витальной, "флоттирующей", свободно плавающей) тревоге, иногда ощущаемой физически как внутренняя дрожь, трепет, не находящие конкретных причин и объяснений.
Не менее чем у 48-64% больных тревога выражается коморбидными депрессии обсессивно-фобическими расстройствами. В частности, сочетание большой депрессии и панического расстройства (повторные непредсказуемые приступы "животного ужаса" с массивной вегетативной симптоматикой).
Состояние в этих случаях соответствует тревожной депрессии (легкой или нестойкой), характеризующейся сочетанием тревожных и депрессивных проявлений при наличии как минимум нескольких вегетативных симптомов (например, тремор, сердцебиение, абдоминальный дискомфорт). Смешанное тревожное и депрессивное расстройство диагностируется в случае относительного равновесия этих проявлений.
Персистирующее или периодически возникающее расстройство настроения с чертами дисфории длительностью не менее 1 месяца и выявлением четырех или более из следующих симптомов:
• затруднения концентрации внимания;
• нарушения сна (затрудненное засыпание, сонливость или беспокойный, не приносящий отдыха сон);
• беспокойство;
• плаксивость;
• склонность к чрезмерным опасениям;
• ожидание худшего…
На основе клинического подхода в ряде тревожных депрессий могут быть выделены состояния, формирующиеся двумя путями: путем генерализации и усиления признаков тревоги, приобретающих в клинической картине доминирующее положение (тревожная депрессия), и путем присоединения к депрессивной симптоматике относительно независимых психопатологических проявлений круга тревожных расстройств в собственном смысле слова (депрессия с навязчивостями, соматизированная, ипохондрическая депрессия).
Тревожная депрессия. Основные проявления, из которых складывается клиническая картина депрессии, - изменения аффекта, психической активности и соматического тонуса при преобладании тревоги приобретают характер возбуждения.
Облик страдающего выраженной тревожной депрессией настолько характерен, что распознать расстройство не представляет особого труда: доминируют признаки беспричинного беспокойства, нервозности, взвинченности. Лицо бледное, с землистым оттенком, мимика страдальческая, с закусыванием губ (прим. Мое – я губы до крови деру); движения суетливые, речь ускоренная, многословная, с множеством жалоб, свидетельствующих о гиперактивности вегетативной нервной системы (сердцебиение, , чувство сухости во рту, абдоминальный дискомфорт), сон нарушен. Тревога и подавленность усиливаются при одной мысли о необходимости принять определенное решение, приступить к делу.
В одних случаях на первом плане внутреннее напряжение, дурные предчувствия, ожидание беды ("неясная угроза нависла в воздухе", "что-то должно произойти"), в других - опасения воображаемого или (что чаще) гипертрофированного в сознании больного, но реально угрожающего несчастья, неуверенность в завтрашнем дне.
По мере усиления тревоги объективно нейтральные события приобретают в сознании больного значимость надвигающейся неотвратимой катастрофы, что сопровождается "мукой ужаса" с растерянностью, чувством безысходности, неспособности найти позитивный выход из кажущихся неразрешимыми ситуаций.
Явлениям тревоги принадлежит значительная роль и в клинической картине депрессий, протекающих на непсихотическом (невротическом) уровне. С одной стороны, характерна выраженная лабильность настроения, сопровождающаяся аффективно окрашенными реакциями, с другой - ригидность, сдержанность, склонность к фиксации на отрицательных эмоциях. Такие люди легко приободряются, воодушевляются в связи с приятными событиями, но так же легко впадают в уныние, разочаровываются, зацикливаются на неудачах, неприятных жизненных коллизиях.
Депрессия с навязчивостями (ананкастическая депрессия). В клинической картине доминируют явления когнитивной тревоги и обсессии (навязчивые мысли и представления), чаще всего производные от содержательного комплекса депрессии.
В рамках тревожных депрессий нередко впервые развиваются контрастные фобии и обсессии - опасения потери контроля над собой, возможности совершения аутодеструктивных, социально неприемлемых и криминальных действий. По мере нарастания тревоги и внутреннего напряжения возникает страх причинить себе или окружающим тяжелые или даже смертельные повреждения (выпрыгнуть в окно, ударить ножом). Сочетаясь с яркими образными представлениями и мыслями, противоречащими морально-этическим установкам, обсессии сопровождаются фобическим избеганием (отказ от использования предполагаемых орудий убийства или самоубийства, исключение обстоятельств, чреватых возможностью совершения противоправных действий) и защитными ритуалами.
Соматизированная депрессия. Для депрессий с преобладанием соматической тревоги (соматизированные депрессии, депрессии с явлениями невротической ипохондрии), характеризующейся особым сродством к телесной сфере, характерны "сверхбдительность" в отношении малейших отклонений в жизнедеятельности организма, сосредоточенность на любом соматическом неблагополучии, чувство угрозы собственному существованию. Стремясь проверить эти опасения, больные в первую очередь обращаются к врачам-интернистам. Такие депрессии протекают под соматическими масками, имитирующими патологию внутренних органов.
При преобладании расстройств автономной (вегетативной) нервной системы ("вегетативные депрессии") в качестве фасада аффективного расстройства выступают маски в форме вегетативных и эндокринных расстройств (синдром вегетососудистой дистонии, другие функциональные нарушения внутренних органов, например кожный зуд, анорексия или булимия. Могут доминировать разнообразные алгии: кардиалгии, невралгии (пояснично-крестцовый радикулит), гиперсомния ("сонливая депрессия"). Выделяют также агрипнический (прерывистый сон с неприятными сновидениями, раннее пробуждение с затрудненным, требующим волевого усилия, мучительным подъемом) и аноректический (отсутствие аппетита, сопряженные с похуданием, запоры) варианты маскированной депрессии, когда она протекает с преобладанием нарушений биологического ритма.
Нередко проявления депрессии перекрываются симптоматикой органных неврозов (синдром раздраженной кишки и т.д.). Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы - кардиалгии, тахикардия, аритмии сердца, колебания АД, имитирующие симптоматику различных форм кардиологической патологии, в 20% случаев выступают не как самостоятельные психопатологические образования, а маскируют аффективные расстройства. Еще чаще наблюдаются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (синдром раздраженной кишки) - гипомоторная дискинезия, запоры при отсутствии позывов на дефекацию. Синдром раздраженной кишки в 1/3 случаев является составной частью соматовегетативного комплекса депрессий (апатические, тоскливые депрессии).
В подобных случаях пациенты обычно не осознают психическую природу собственного расстройства и настаивают на многочисленных обследованиях, повторных консилиумах, предполагая, что страдают каким-то редким, нераспознанным телесным недугом. Вместе с тем при активном расспросе удается выявить признаки снижения инициативы, активности, интересов, подверженности состояния суточному ритму с улучшением к вечеру, когда не только уныние, усталость, неспособность сосредоточиться, но и чрезмерная фиксация на соматических симптомах на время отступают. Дополнительную информацию можно получить из анамнеза больного, подтверждающего сезонность соматизированных жалоб или перенесенную в прошлом клинически очерченную депрессию (например, состояние угнетенности с тревожными опасениями за ребенка в послеродовом периоде).
Депрессия с явлениями невротической ипохондрии. Подавленность в этих случаях сочетается с паническими атаками, агорафобией (страх открытых пространств, самостоятельного пользования общественным транспортом, ситуаций, затрудняющих возможность вернуться в "безопасное" место), тревожными опасениями за свое здоровье, ипохондрическими фобиями, многообразными телесными сенсациями и соматовегетативными расстройствами. Содержательный комплекс ипохондрических депрессий включает пессимистическое восприятие реальной или воображаемой соматической патологии и гипертрофированную оценку ее последствий. Доминируют представления об опасности (обычно преувеличенной) нарушения деятельности внутренних органов, которыми проявляется болезненный процесс, о его неблагоприятном исходе, негативных социальных последствиях, бесперспективности лечения.
На первом плане стоят страх смерти от внезапного сердечного приступа, страх возникновения или обострения опухолевого процесса или другого тяжелого заболевания, страх оказаться в ситуации, исключающей возможность медицинской помощи, а также явления обостренного самонаблюдения с тщательной регистрацией малейших признаков телесного неблагополучия. Даже преходящие болевые ощущения или вегетативные дисфункции могут восприниматься как соматическая катастрофа, признак развивающихся метастазов и сопровождаются дурными предчувствиями.