Много букав
Что создает страх? Совершенно точно его не делает какой-то отдельный нейромедиатор. Не существует «молекулы страха», это сложно составной психический феномен.
Множество исследований проводилось и проводится на предмет генетики тревожных расстройств. ...Пугливость и склонность к тревоге у взрослого человека,- это совокупность его генов, обстоятельств его развития и текущих стрессов и условий среды.
...
Обращаемость поздняя. Люди сами не особенно-то рвутся, по субъективным причинам, - генерализованные считают, что это стрессы заели, социофобы думают, что они просто застенчивые, навязок человек стыдится и даже близким избегает рассказывать, посттравматики полагают, что надо перетерпеть и время все излечит, фобики привыкли избегать пугающих ситуаций и так и живут, депрессивным попросту плевать, в итоге только паникеры однозначно оценивают свое состояние как патологию, и готовы искать внешней помощи.
На даже в этом случае обычный паникер стандартно идет к обычному невропатологу, где получает стандартный диагноз «вегето-сосудистая дистония», таблеточку глицина под язык и иди давай, не мельтеши.
...
В самом общем виде это Генерализованное тревожное расстройство, GAD.
Генерализованное тревожное на то и генерализованное, что состояние неспецифично. Общее перевозбуждение и разбалансировка. Тревога, раздражительность, беспокойство, и как следствие,- специфическое «катастрофическое мышление», когда любую неоднозначно трактуемую вероятность оценивает как опасную, и из всех оценок возможного развития событий выбирает наиболее катастрофичные и пугающие, даже при всей их сомнительности. Благодушно настроенные окружающие обычно говорят человеку что-то в духе «хорош уже параноить» или там «вечно ты всякую фигню думаешь», и человек даже в принципе понимает, что да, хрень думает, но поделать с собою ничего не может. Потому что базальные ядра гудят и плавятся от напряга и мозгу плевать, что там ему демонстрирует лживая реальность, он точно знает, что беда близится, беда уже на пороге, черная рука стучится в твои двери. Ребенок обещал вернутся к десяти и его все нет? Машина сбила. Идешь с работы видишь скорую у подъезда? У мамы инфаркт. Муж с работы задерживается? Любовница. Задерживается и трубку не берет? Пошел к любовнице и умер. Так и живем.
Или, например, посттравматическое стрессовое.
Человек, когда-то переживший травмирующую ситуацию, продолжает периодически переживать его, как будто только случилось, при этом сресс испытывает гораздо больший, чем непосредственно во время травмы.
Панические атаки.
При паническом расстройстве характерно вовлечение передних отделов инуслы. Инсулярный кортекс, среди прочего, занимается мониторингом внутренних органов, формирует самочувствие и телесные ощущения. Туда приходит огромный объем сигналов со всех интерорецепторов, - с пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Поток идет все время, эта информация носит технический характер, в сознание она не поступает, ее обрабатывают на нижних этажах, вверх что-то пропускают только при нарушениях. Поэтому мы не замечаем, как дышим, как бьется сердце, как сокращается кишечник, пока что-то неправильное не случится, в норме это все на автомате проходит. При панической атаке амигдала истошно сигналит, инсула перевозбуждается и начинает коротить на корпус. В результате сознание начинает получать техническую и совершенно для нее не предназначенную информацию. Поскольку высшим отделам такие вещи сообщают, только когда беда на дворе, никак иначе эти сигналы они трактовать не умеют, только ужас и катастрофа. Если вы вдруг начнете полностью осознавать каждый свой дыхательный акт, вы подумаете, что задыхаетесь. Если вы четко будете понимать каждое сердечное сокращение, вы решите, что сердце вот-вот остановится. Объективно,- все системы в норме, но человек, который полностью и до конца осознает эту самую норму, совершенно уверен, что сейчас помрет. Так получается паническая атака. Ну а потом уже, у уже паникующего человека, может и сердцебиение и давление подскочить. Но объективной опасности для жизни и здоровья панатаки никогда не представляют. Большинство случаев вегето-сосудистой дистонии- это на самом деле панические атаки
Агорафобия.
Буквально,- страх открытых пространств. Люди боятся отходить далеко от дома, или еще какого привычного и субъективно «безопасного» места, боятся толпы (не как социофобы, социофобам хорошо в толпе, социофобам плохо, когда толпа на них смотрит). Агорафобия по существу- бонус-трек к паническим атакам. От четверти до половины панических атак добавляют к себе агорафобию. Большинство агорафобий сочетаются с панатаками, в чистом виде это редкость (хотя на этот счет есть разные мнения).
На уровне нейромоделей ничего там особенного не происходит, это общая потребность в контроле. Контроль,- ключевая идея для всех тревожных, как вина для депрессий. Красная нить. Жизнь каждого человека наполнена потенциально опасными сигналами. Это нормально и естественно, и здоровая психика эти сигналы успешно гасит. У тревожного же мозга порог прохождения критично снижается, и человека начинает все пугать. И как компенсация,- вырастает идея контроля. Разумеется, это идея ложная в основе своей, никакого контроля объективно не существует, никто ничего и никогда не контролирует, это иллюзия. Но под обеспечение иллюзии контроля проводятся разные мероприятия, у кого что,- у кого ритуалы, у кого избегания, ну а агорафобики к месту становятся привязаны, некоторые вообще годами из дома не выходят.
Обсессивно-компульсивное расстройство. OCD.
Устойчивый и не затухающий кортико-стриато-таламический цикл. При OCD не характерен страх. Вместо этого,- навязчивые и пугающие мысли. Стриатум делает тревогу, кора придумывает под эту тревогу мысли, таламус создает стереотипные «защитные» ритуалы. Все это замыкается на самоподдерживающийся цикл. Поскольку первично тут тревожное возбуждение, а потом уже сознание подгоняет под это объяснение, содержание навязчивых мыслей может быть совершенно любое, но всегда есть ощущение их вынужденности и они всегда пугают. Кормящая мама думает, как она сейчас встанет и вышвырнет ребенка из окна, любящий муж навязчиво представляет, как он подушкой придушит спящую жену и т.д. В реальности, разумеется, никогда и ни при каких обстоятельствах пациенты такого не делают, потому что если вас не пугает идея придушить жену, - значит это не обсессия-компульсия, это просто у вас брак не задался. В массовой культуре OCD в основном представлены control freaks, которые боятся заразиться страшной болезнью и по этому поводу моют руки сто раз с наждачкой, драют квартиру по 10 раз на дню и расставляют все с миллиметровой линейкой; ну и тому подобное. Это все тоже OCD, но бывает относительно реже, просто когда навязки действительно ужасают самих пациентов, они стыдятся и скрывают их, и не говорят даже близким, соответственно, такие состояния проходят под радарами общественного мнения. Вообще же, обсессивно-компульсивное расстройство,- это целое государство в государстве, это целый спектр самых разнообразных расстройств. К нему относят ипохондрию, когда человек навязчиво боится заболеть, и потом у кого как, кто в стерильной ванной руки полтора часа моет, кто по поликлиникам бесконечно лечится от всего на свете. Также относят дисморфофобию, - навязчивые представления о своем уродстве и дефектности (как правило – кожа-волосы-нос), из них получается значительный процент пациентов пластических хирургов, и в итоге.- все эти изуродованные пластикой кисы.
Социофобия.SAD.
В кухонном понимании социофобы,- это «ненормально стеснительные» люди, но эти понятия не совпадают. Не более 40% от людей, которые могут охарактеризовать себя как «очень стеснительные» являются софиофобами, и только 4% от «умеренно стеснительных». Зато 76% социофобов одновременно имеют уклоняющееся расстройство личности. В целом,- уклоняющееся (тревожное) расстройство личности, социальные фобии, патологическая застенчивость и тормозящее поведение образует социально-тревожный спектр темперамента. На уровне работы мозга человек склонен трактовать все нейтральные или умеренно тревожные сигналы как высокотревожные, из этого получается переоценка социальной опасности, пренебрежение социальными поощрениями и концентрация на социальных негативных стимулах (наказание/осуждение). Как следствие,- пациент избегает всякой социальной активности и инициативы, любых реально или мнимо рискованных и неоднозначных ситуаций,- боится выступать на публике, не способен озвучивать и настаивать на своей позицию, не может быть инициатором в романтических либо дружеских отношениях. Окружающие обычно реагируют на это добрыми советами типа «Не сцы! Будь мужиком! Ну что ты как тюха?!» и другими столь же ценными соображениями. Разумеется, все эти заявления трактуются исключительно как негативные (честно говоря, они ими на самом деле и являются), что только еще больше разгоняют социофобию. Как всегда с эмоциональными нарушениями, женщины подвержены чаще, но за мужчинами это больше внешне заметно, по причине гендерных поведенческих стереотипов (у девочки такое поведение воспринимается как нормальное, пускай и краевое, проявление ее женской природы, от мужчины же ожидается маскулинное поведение, агрессивность и всяческий бодреж).
Изолированные (специфические) фобии.
...
Что еще сказать?
Лечится ли это?- Да, и неплохо.
А как именно?- Таблетки. Психотерапия. Еще лучше, - и таблетки и психотерапия.
Ну это общие фразы, а конкретно как? – Внизу приведено множество руководств, там все подробнейшим образом расписано.
Там все по-английски, а где на русском можно почитать?- Без понятия, не ко мне вопрос. Я так подозреваю, что нигде.
А если это лечится, почему же так много людей этим страдает, почему всех не вылечили?- Нереально. Потому что ломаются крупным оптом, а чинить каждый раз вручную.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку