Психотерапевтическое вмешательство при нарушениях пищевого поведенияВ статье рассматриваются формы психотерапии, применяемые при лечении нервной анорексии и нервной булимии. На основании опыта практической работы авторов выделены этапы и структура психотерапевтического процесса: установление контакта, детско-родительские отношения, развитие агрессивности как способность выражать и предъявлять себя, формирование образа Я, развитие навыков межличностного взаимодействия, принятие женственности и сексуальности.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуСовременные представления о НПП укладываются в биопсихосоциальной подход (Garner (1985), Johnson и Connors (1987), Hsu (1990), Tobin (1991)), который учитывает биологические, наследственные, психологические, социокультуральные и семейные факторы (...)
Многолетние наблюдения в процессе психотерапевтической работы с девушками с НПП (анорексия, булимия и др.) позволяют выделить следующие особенности, характерные для людей с расстройством пищевого поведения:
1. Это «болезнь» чувств — клиентам часто не удается дифференцированно воспринимать свое внутреннее состояние и осознавать его. Трудности возникают в описании собственных переживаний и в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, а также при идентификации чувства голода и насыщения. При развитии расстройств пищевого поведения восприятие тела находится за пределами собственных ощущений. Контакт с телесными ощущениями нарушен. Организм начинает воспринимать себя как окружающую среду. На тело проецируются чувства и эмоции, которые не выражаются во внешний мир. Тело не воспринимается и не признается.
2.Это «болезнь» контроля — девушкам сложно контролировать свою жизнь, кроме рациона питания и размеров тела. Обращаясь к манипуляциям с телом в форме приступов обжорства, очищения и контроля над весом, они хоть на какое-то время восстанавливают чувство собственной эффективности и ощущения того, что живут.
3.Это «болезнь» мыслей . — искаженное восприятие клиенткой себя, мира и своего места в нем. Отсутствие надежной внутренней саморегуляции приводит к возникновению неадекватного чувства собственной никчемности и ощущению потери контроля, выражающимся в ощущении себя толстой. В качестве психологической основы развития заболевания выступает низкая самооценка . Проблемы пищевого поведения связаны с наличием особой чувствительности к неадекватно высокими ожиданиями других людей, а также установлением недостижимых целей, озабоченностью собственными ошибками.
4.Это «болезнь» отношений — клиентам свойственны трудности в налаживании контактов. Девушки, обеспокоенные страхом оценки, испытывают дискомфорт и тревогу. Для них характерны скрытость, изолированность, настороженность по отношению к другим.
5.Это «болезнь» адаптации к окружающему миру — для девушек болезнь выступает единственным способом преодоления ежедневных стрессов и внутреннего напряжения. Изолируя себя от общества, они вступают в «безопасный» контакт с едой, избегая чувства тревоги.
При лечении НПП (анорексии,булимии и др.) важно сочетать
индивидуальную, семейную и групповую формы психотерапии.Целью
индивидуальной психотерапии является раскрытие психологического конфликта, который стоит за психосоматическим симптомом, перестройка личности в целом, где центральным моментом выступает позитивное принятие себя.
Групповая психотерапия предоставляет возможность для развития навыков межличностного взаимодействия, выхода из конфликтных ситуаций, а также способности выстраивания близких отношений с другими людьми.
Семейная психотерапия направлена на помощь семье в переходе на следующую стадию жизненного цикла: реорганизация взаимоотношений между родителями и взрослеющими детьми, переструктурирование внутрисемейных границ, развитие коммуникации, уменьшение роли дочери в супружеском конфликте родителей.
(...)
На основании опыта практической работы условно можно выделить следующие этапы в психотерапевтическом процессе:
1 этап — установление контакта. На первых этапах психотерапии тема еды выступает важным звеном в установлении контакта между терапевтом и клиентом. Ничто больше не вызывает столько интереса, энергии, как еда для голодного человека. Обсуждение еды и веса становится единственным способом, который использует клиентка для выражения боли, или того, что волнует(...) Нарушения пищевого поведения представляют собой широкий спектр состояний: от ограничительного поведения до переедания (...) Болезнь предоставляет убежище от угрожающего нервного напряжения, которое сопровождает процесс взросления — эмоциональной ярости, новых, непривычных порывов и толчков, давления, связанного с необходимостью покинуть родительский дом.
2 этап — детско-родительские отношения. Изучая взаимоотношения в семьях, можно говорить об эмоциональном слиянии дочери как с матерью, так и с отцом, где в обоих случаях компенсируется недостаток эмоциональной близости между супругами. Гиперопека со стороны матери окутывается «лже-заботой», в большинстве случаев, лишенной открытых эмоциональных реакций. Контактирование с дочерью сводится к выполнению требований, правил и реализации своих желаний (часто видят своих дочерей как продолжение себя), различия не распознаются и не принимаются. Надо заметить, что внешне внимания матери к дочери уделяется много, но по качеству оно представлено в виде замаскированного, манипулятивного, а порой и явного контроля. Девушки, страдающие НПП, нуждаются в постоянном принятии, одобрении со стороны других, не выражают своих чувств из-за страха конфликта. Таким образом, процесс формирования и удовлетворения собственных потребностей у них нарушен. (...) Часто девушки высказывают желания (например, получить любовь и заботу от эмоционально холодной матери и т.д.), представленные в идеальном свете, выполнение которых в реальности невозможно.
3 этап — развитие агрессивности как способности выражать и предъявлять себя. В процессе психотерапии происходит восстановление подавленного чувства отвращения, что позволяет осуществлять осознанный выбор, опираясь на свои желания, потребности. Агрессия, которая предназначена для сепарации от материнской фигуры, сворачивается и обращается против себя. Вместо разрушения связи с матерью и построения новых взаимоотношений отвергается собственное тело. Тема одиночества, смерти в этот период активно обсуждается и поддерживается психотерапевтом (...)
Рвота — один из способов выражать отвращение, сбрасывать напряжение, которое может быть наполнено как негативными, так и позитивными переживаниями. В процессе терапии необходимо анализировать каждый эпизод переедания и следуемое за ним очистительное поведение
4 этап — формирование образа Я. В этот момент в фокусе терапии выступает страх отвержения, сопряженный со страхом оценки. Девушки избегают контактов с другими людьми, изолируют себя от общества, вступая в близкие отношения в большинстве случаев только с едой. С одной стороны, им свойственны целеустремленность, честолюбивость, выдержанность, добросовестность и послушание, с другой – ощущение внутренней пустоты, бессмысленность, чувство беспомощности, импульсивность. Образ реального «Я» расходится с демонстрируемым образом себя (...) В процессе терапии происходит присвоение мыслей, чувств, действий, а также распознавание того, что принадлежит клиентке и на что она может повлиять, и того, что принадлежит другим людям и относится к сфере их ответственности. Таким образом, последовательно происходит принятие девушками ответственности за различные аспекты своей жизни.
Перфекционизм — психологическая черта, которая прочно связана с риском развития НПП. Перфекционизм (в форме стремления обладать идеальной фигурой) и дихотомическое мышление (поляризованное суждение о собственном теле — «безобразно толстый/идеально стройный») могут порождать озабоченность формой тела и весом, заставлять девушек придерживаться слишком жестких диетических ограничений и запускать пищевые срывы. При этом девушки с НПП переживают эмоцию успеха, ощущение собственной силы и морального превосходства над другими в жизненных обстоятельствах, которые воспринимаются ими как недоступные контролю.(...) Девушки ставят перед собой труднодостижимые цели («быть успешными в работе, в учебе, в личной жизни и при этом всегда внешне быть ухоженной»). Задача терапии интегрировать реальное представление о себе с реальными возможностями.
5 этап — развитие навыков межличностного взаимодействия. В ходе психотерапии между клиентом и терапевтом складывается прочный рабочий альянс, где много внимания уделяется выстраиванию горизонтальных отношений, происходит обучение навыкам межличностного взаимодействия. (...) это открывает перспективы принятия собственной индивидуальности путем рассмотрения сходств и различий между людьми, развития способности самопредъявления и самовыражения, опираясь на свои сильные стороны.
6 этап — принятие женственности и сексуальности. Работа направлена на признание и принятие собственного тела не со стороны количества килограммов либо объема (сантиметры) определенных частей тела, а в направлении целостного восприятия собственной телесности, взаимодействия мыслей, действий и чувств. Важным моментом является развитие женской идентичности, которая бы опиралась не на внешние стандарты красоты, а на утверждение девушкой собственного смысла женственности. Принятие собственной сексуальности вступает в противоречие с низким самоуважением, которое выражается в неудовлетворённости собственным телом. (...)