Продолжим пока тему птиц...
И нельзя не сказать про их царя. В таком вот просветительском ключе...
ОРЕЛ... (др.-русск. орьлъ, родств. праслав. оrьlъ: др.-прусск. arelie, греч. aetos) — птица, которая, согласно поверьям,
летает выше других птиц, поднимается к самому Солнцу, может не мигая смотреть на него и даже соединиться со светилом. Поэтому в древних культурах
орел олицетворял стихию
воздуха и был солярным
(солнечным) знаком.
В
Древнем Египте орел символизировал
Солнце, огонь, воздух, ветер и скорость. В
Месопотамии посланником небес, посредником между небом и землей считали
львиноголового орла Анзу (аккадск. Anzud — "Буря-Ветер"). Согласно мифу, божество войны Нинурта отнимает у птицы Анзу "таблицы судеб", похищенные у бога Энлиля. Поэтому символом Нинурты также является
орел. В египетской мифологии
Гор, сын солнечного бога Осириса, сражающийся с силами мрака, изображался в виде крылатого солнечного диска либо человека с головой сокола.
В
Древней Греции орел олицетворял силу, верховную власть, поэтому он стал атрибутом Зевса, верховного божества и громовержца (отсюда вера в то, что в орла никогда не попадает молния). Как и Гермеса,
орла почитали вестником богов . Подобно птице фениксу,
орел мог омолаживаться: подлетая к солнцу, он сжигал свои крылья, а затем падал камнем вниз и троекратно погружался в воду, чтобы родиться заново. Этой легендой объясняются изображения
орлов на христианских купелях для крещения и на капителях средневековых храмов.
Древние римляне изображали
орла с молниями в когтях — "громовыми стрелами" в качестве атрибута Юпитера, бога неба, света и грозы. Со времени консульства Гая Мария (104 г. до н. э.)
орел (лат. aquila) стал воинским знаком римских легионов.После кончины царей во время сожжения их тел в небо выпускали
орла, что символизировало восхождение души в божественные сферы. Одна из легенд рассказывает, как Александр Македонский достиг неба в корзине, несомой двумя
орлами (см.
"Полет Александра Македонского на небо"). Орел считается
истребителем змей, поединок орла и змеи олицетворял борьбу небесных и подземных, хтонических, сил. Отсюда частые изображения
орла со змеей в клюве .
Орла также изображали на вершине Мирового дерева, в корнях которого, среди прочих существ, показывали змею.
В
мифах орла противопоставляли
ворону и коршуну. В древнегреческой мифологии
орел похитил для Зевса красавца Ганимеда (в раннем варианте мифа сам Зевс оборачивается орлом). Именно
орел как символ наказания, ниспосланного с небес, терзал печень несчастного Прометея, прикованного к скале. Древние
шумеры, а затем греки и римляне видели в одном из созвездий экваториальной части неба контуры этой птицы. От латинского слова aquila
("орел") произвели aquilo ("северный, северный ветер"; см. Аквилон) и aquilus ("темный, темно-коричневый"), а также
aqua ("вода"). Связь
орла с олицетворениями
вод и водных потоков подтверждается кельтским названием птицы erlaf, которое в древности было топонимом многих рек.
Изображение
орла в качестве символа неба встречается в
древнеамериканском искусстве.
Птицу Гаруду из
древнеиндийской мифологии считают родственной
орлу, на Гаруде летает бог Вишну. Гаруда является олицетворением Солнца и эманацией водной стихии. Гаруда (существо мужского рода) сражается со змеями.
В
древнекитайской мифологии с созвездием
орла связан герой
Ню Лан. На
орле летает
Будда. В
скандинавской мифологии орел — атрибут верховного божества Одина.
Орел является
благоприятным знаком, зна́мением богов. Согласно легендам, эта птица появилась в небе при основании Рима. После падения Трои орел сопровождал путешествие Энея в Италию, с востока на запад, "вслед звездам". Затем, по преданию,
орел двести с лишним лет пребывал на краю Европы, а когда император Константин Великий в 330 г. н. э. основал Константинополь, столицу Византийской империи, божественная птица совершила обратный перелет, с запада на восток, против видимого движения звезд, чтобы осенить деяние императора. Эта легенда ожила в строках
"Божественной комедии" Данте:С тех пор как взмыл, послушный Константину,
Орел противу звезд, которым вслед
Он встарь парил за тем, кто взял Лавину,
Господня птица двести с лишним лет
На рубеже Европы пребывала,
Близ гор, с которых облетела свет;
И тень священных крыл распростирала
На мир, который был во власть ей дан...
(Рай. VI, 1—8)
Перевод М. ЛозинскогоИсточник: "Словарь изобразительного искусства".
Продолжение следует...