Кстати, Лев Николаевич Толстой тоже был приверженцем свободного образования:
"Человек родится совершенным — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным" 2. Родившись, человек представляет собою первообраз гармонии правды, красоты и добра. Чувства правды, красоты и добра не зависят от степени развития и выражают только гармонию отношений в смысле истины, абсолютной же правды нет. Постепенно, с каждым шагом жизни, первоначальная гармония человека расстраивается больше и больше, человек развивается негармонично, одна сторона развивается больше, другая меньше. В таком одностороннем развитии заключается главное высшее зло, потому что оно все дальше и дальше отодвигает нас от нашего идеала — первоначальной гармонии правды, добра, свойственной ребенку. Развитие человека большей частью очень часто принимается за цель и идеал, и в этом заключается вечная ошибка всех педагогических теорий, так как на самом деле цель и идеал состоят в гармонии развития. Необходимое развитие человека не только не есть средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие, заложенное Творцом. Помочь дитяти устранить указанное зло взрослый не может, потому что он более испорчен, в нем самом несравненно меньше гармонии, чем в дитяти. Как бы ни было неправильно развитие дитяти, в нем остаются еще черты первоначальной гармонии. Умеряя развитие дитяти или по крайней мере не содействуя ему, можно еще надеяться достигнуть хоть некоторого приближения к правильности и гармонии; но взрослые постоянно, непрерывно развивают дитя и таким образом все более и более удаляют его от первообраза гармонии. Взрослые прививают детям свой испорченный вкус и плоды своей, во многом искусственной, фальшивой культуры (Там же. С. 218–223).
Культура, которой гордится взрослое человечество и которую оно так старается передать молодым поколениям, имеет весьма сомнительную ценность, это в значительной степени продукт фальши и эгоизма. Современные наука и искусство совершенно бесплодны и ничтожны, их направление совершенно ложное. "То, что называется у нас наукой и искусством, есть произведения праздного ума и чувства, имеющие целью щекотать такие же праздные умы и чувства". Истинная наука, а равно и искусство должны служить народу, облегчать его тяжелое положение, удовлетворять его потребностям, а между тем ничего такого ни наука, ни искусство не делают. "Все ученые заняты своими жреческими занятиями, из которых выходят исследования о протоплазмах, спектральные анализы и т. п. А каким топором, каким топорищем выгоднее что рубить; какая пила самая спорая, как месить лучше хлебы, из какой муки, как ставить их, как топить, строить печи; какая пища, какое питье, какая посуда самая удобная и выгодная в данных условиях, какие грибы можно есть и как их разводить и приготовить удобнее, про это наука и не думала. А ведь все это — дело науки" (Т. XII. С. 305–327). Наука приноровилась к правительствам и капиталистам, им служит, а на народ не обращает внимания. То же и с искусствами. Произведения искусства по самой своей природе должны быть доступны всем, а между тем не понятны и не нужны народу и, кроме недоумения и скуки, ничего не могут возбудить в нем. "Скажите живописцу, чтобы он писал без студии, натуры, костюмов и рисовал бы пятиконечные картинки, он скажет, что это значит отказаться от искусства, как он понимает его. Скажите музыканту, чтобы он играл на гармонии и учил бы баб петь песни. Скажите поэту, сочинителю, чтобы он бросил свои поэмы и романы и сочинял песенки, истории, сказки, понятные безграмотным людям, они скажут, что вы сумасшедший. А отчего бы, казалось, людям искусства не служить народу?". В настоящее время научная и художественная деятельность не деятельность всего человечества, а только маленького кружка лиц, имеющих монополию на эти занятия, называющих себя людьми науки и искусства, потерявших смысл своего призвания и занятых только тем, чтобы забавлять и спасать от удручающей скуки свой маленький кружок дармоедов (Т. XII. С. 305, 311–316, 327)"
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку