"Лермонтов, - свидетельствует князь А. И. Васильчиков, - был человек странного и вместе с тем заносчивого нрава... в нем было два человека: один - добродушный для небольшого кружка ближайших своих друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение, другой - заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых... Ко второму разряду принадлежал, по его понятиям, весь род человеческий, и он считал лучшим своим удовольствием подтрунивать и подшучивать над всякими мелкими и крупными странностями, преследуя их иногда шутливыми, а весьма часто и язвительными насмешками. Это настроение его ума и чувств было невыносимо для людей, которых он избрал целью своих придирок и колкостей без всякой видимой причины, а просто как предмет, над которым он изощрял свою наблюдательность".
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуВсе мы знаем, что Лермонтова застрелил на дуэли Мартынов. Но мало кому приходит в голову, что «певец печали и любви» был умерщвлен за много лет до этого. Душу мальчика — безусловно, щедро одаренного от природы - убивали изо дня в день. И делал это самый близкий человек — бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина...
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылкуС подачи бабушки прислуга на все лады пела Мишеньке дифирамбы. Мальчик то и дело слышал, что он «сладенький, миленький, ни у кого такого умненького барчоночка нет, только у нас!» При этом мальчик в приступе дурного настроения мог ударить горничную, принесшую ему воды, дразнить ключницу, дергать девок за ленты, бросать в них желудями.
Но не будем забегать на 20 лет вперед. Пока мы видим, что «горячо любимый» Мишенька почему-то мечтает, чтобы его «кто-то приласкал, поцеловал и приголубил». То есть, мальчик чувствует эмоциональный и чувственный, кинестетический голод. Странно, да? Но вот такая она, «любовь» нарциссического родителя: ребенку дается «самое лучшее» (причем, мнением ребенка никто не интересуется), но не дается живой эмоции, ласки, настоящего принятия.
Последние годы жизни Лермонтова проникнуты
самодеструктивностью и фатализмом. Его нарциссизм, все более озлокачествляясь, выходит из-под контроля «пациента». Нарастает социальная дезадаптация Лермонтова — непременная спутница нарциссического расстройства личности. Утратив внутренние тормоза, Лермонтов не дорожит даже своей жизнью, прекрасно отдавая себе отчет, по какой высокой цене ему придется расплатиться за очередную «шалость».
Что стоит за этим фатализмом? Я думаю, во-первых, грандиозное
самомнение. Лермонтов словно чувствует свою особую сохранность. Ведь он гений, не чета этим посредственностям — значит, некие силы уберегут его от любой опасности, пожертвуют ими, формально правыми, ради него, неправого, но гениального.
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку