Что ищешь ты, давно землею стало,
Но я тебе предстала
Такою, чтобы скорбь прошла твоя,
И верь, что стану я
Еще прекрасней и тебе дороже,
Тебя да и себя спасая тоже
Я плачу, и она
Мне вытирает терпеливо щеки.
И вновь звучат упреки -
И камень был бы ими сокрушен.
И вдруг исчезли - и она, и сон.
(Петрарка)Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы. Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины:
- недостаточное насыщение общением в реальных контактах;
- возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам
фрустрированных в реальной жизни (ИМХО, путь выздоровления в СРК);
- неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.
Психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт. Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.
Порождение и
развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее,
прогрессивный для личности характер.
Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования «низменных» вытесненных потребностей.
Как правило, интернет-форум изначально имеет цель обсуждения некоей темы, заданной опубликованными на сайте материалами. Однако прослеживается некая общая закономерность развития сетевых дискуссий, которые «почти никогда не следуют изначально заявленной теме, постоянно норовя уйти в плетение боковых ассоциаций, выяснение отношений между участниками и прочие несуразности. Таким образом,
дискуссии имеют преимущественно психотерапевтическое значение для участников. «Сфера интересов» дискурсантов может быть охарактеризована как актуальная для психотерапевтических и психодинамических групп и может служить предпосылкой для создания «интерактивной групповой терапии».
Присутствие ведущего на интернет-форуме может быть как явным, так и неявным. Функции ведущего:
- задавать направление дискуссии, обновлять обсуждаемые ресурсы сайта;
- акцентировать внимание на проблемных ситуациях или по мере необходимости;
- провоцировать участников форума на создание таковых;
- ставить перед участниками дискуссии задачи, направленные на личностный рост (осмысление вытесненных переживаний, выявление привычных неэффективных паттернов, - заострение внимания на проблемах экзистенциального характера и т.п.);
- осуществлять подбор литературы и ссылок на ресурсы Интернет по затронутым в дискуссии направлениям;
- модерировать высказывания участников, если они не содержат значимой информации, или засоряют пространство форума рекламой или бессмысленными ругательствами (однако в последнем случае, на наш взгляд, не стоит увлекаться «модерированием агрессии», поскольку брань, тем более адресованная кому-то, создает широкий простор для поведенческого маневрирования всех участников форума).
Этапы групповой психодинамики:
- Вступление участника в дискуссию.
- Начало самораскрытия со стороны участника, приведение «примеров» из собственной жизни под предлогом обсуждения их. Комментирование реплик других дискурсантов с точки зрения собственного жизненного опыта через призму собственных ценностей и убеждений.
- Взаимные провокации нововступившего в форум участника и «старожилов». «Выяснение отношений» между теми участниками дискуссии, чьи мировоззрения содержат конфликтующие между собой установки.
- Предъявление все более глубинных личностных проблем, возрастание искренности.
Роли участников: поддерживающих лидера, эксперта, оппозиционера и отверженного, свойственные реальной психодинамической группе, получили свое явное и неявное воплощение и в виртуальной реальности.
Сдвиги в решении личностных проблем:
- Изменение мировоззренческих установок (в т.ч. смещение акцентов относительно ценностных параметров).
- Изменение эмоционального фона мировосприятия.
- Актуализация проблем, связанных с кризисными состояниями: экзистенциальными страхами; ситуациями выбора и пр.
В результате такой интерактивной групповой работы
возможно решение проблем участников, направленное на расширение спектра сознания и переход на новый уровень сознания. У виртуальной психодинамической группы, несмотря на ее специфику, есть определенные перспективы для решения психодинамических задач путем группового взаимодействия.
Источник: "Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы", Чеботарева Н.Д.
(
зарегистрируйтесь или войдите чтобы посмотреть ссылку)