«СРК форум - Синдром раздражённого кишечника»

Расширенный поиск  

Новости:

Из за активизировавшихся спамеров регистрация новых пользователей возможна только с одобрения администрации и может занимать несколько дней.

Автор Тема: "Анальное мортидо" Эрика Берна.  (Прочитано 38758 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

admin

  • Гость
"Анальное мортидо" Эрика Берна.
« : 12 Апрель 2008, 23:08:50 »

Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

Глава III. Рост индивида

4. Как ребенок учится себя вести


По мере того как у ребенка развивается нервная система, у него, по-видимому, появляется побуждение покинуть свои прежние пути удовлетворения и перейти к новым, как только они становятся ему доступны; в основе этого побуждения лежит то, что мы, пользуясь нашим способом выражения, условились называть словом "физис". Окружающие также создают условия, вынуждающие его делать все, что он может, все больше предоставляя его собственным силам перед лицом все усложняющихся проблем, которые ставит перед ним жизнь.
Если описанные в предыдущем параграфе процессы развития протекают нормально, то ребенок удовлетворяет свои потребности в сосании и кусании, а затем идет дальше. Чтобы выжить, он должен выполнить важнейший труд -- ознакомиться с физическим миром вокруг него. Он начинает анализировать четырехмерный "пространственно-временной континуум", выделяя в нем некоторые важные элементы: время, пространство и тяготение.
Он знакомится с ними на трудном опыте. Поскольку удовлетворение больше не происходит автоматически, как это было в утробе матери, он должен прежде всего научиться ждать, а его способность ждать, не впадая в отчаяние, по сделанному выше предположению зависит от того, насколько эффективно способен хранить энергию его мозг. Мозг проносит его через время.
Потом он узнает, что вещи, которые для удовлетворения его желаний должны быть в одном месте пространства, часто оказываются в разных местах; следовательно, он должен научиться ходить. Тело переносит его в пространстве.
Ждать и ходить (или ползать) -- это два важнейших урока, относящихся к Принципу Реальности; а затем чем-то вроде кратчайшего пути оказывается речь, позволяющая сократить и время, и пространство, сообщив свои желания другим.
В то же время непрерывный опыт знакомит его с тяготением. Он обнаруживает, что если толкнуть какой-нибудь предмет, то этот предмет всегда падает вниз, но никогда не поднимается вверх; впрочем, иногда ребенок как будто не сразу соглашается признать такой порядок вещей. Иногда он ведет себя так, как будто надеется рано или поздно найти что-нибудь, не подчиняющееся этому закону. И, конечно, он прав: именно по этой причине появились самолеты и ракеты.
Родителям доставляет наслаждение, когда он учится ходить и говорить; здесь обычно не возникает серьезных эмоциональных проблем, и успех зависит от поощрения. Подлинные трудности начинаются, когда он учится управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Он скоро замечает, что если до сих пор господство принадлежало родителям, то теперь "главная роль" достается ему. Оказывается, для них важны движения его кишечника или стул. Это не удивляет его, поскольку и сам он об этих вещах весьма высокого мнения. Ведь это первое, что он смог сам произвести, а потому это очень важно. Откуда же ему известно, что и родители высоко оценивают эти вещи? Да потому, что они их у него просят.
Когда он сидит на своем горшочке, он знает, что мать с нетерпением ждет, чтобы он это сделал, и будет в восторге, когда это произойдет. Он знает также, что она раздражается, когда он делает это не вовремя или не в том месте. Таким образом, он впервые располагает действенными способами управлять не только поступками людей, но и их чувствами, и притом чувствами очень важных людей. Он может досадить им, произведя эти ценности в неурочное время или отказавшись произвести их, когда от него этого ждут; и он может угодить им, произведя требуемое в надлежащее время. Попробуйте поставить себя на место ребенка, помня, что ему известно и чего он не знает, и вы поймете, насколько он должен чувствовать себя могущественным. Это все равно, как если бы у него были целые пригоршни золота, когда мать его нуждается в деньгах. Ему самому нравится вид желтоватого металла, и он видит, что она тоже довольна появлением этой вещи. На этой стадии можно сравнить его с озорным мальчишкой, захватившим в свою власть все состояние семьи в наличных. Он может приводить близких в отчаяние, разбрасывая деньги или удерживая их при себе; но он может также доставлять им удовольствие, выдавая деньги по требованию.
Мы видим, таким образом, младенца восседающим на своем троне и дающим волю своему настроению: либо он разыгрывает благодушного монарха, выдавая матери то, что она просит, либо наказывает ее за какую-нибудь действительную или воображаемую оплошность, отказывая в требуемом или выдавая его не в том месте.
Сначала ситуация складывается в его пользу: он вызывает большой энтузиазм, когда производит то, чего от него хотят, и почти не подвергается наказанию за отказ. Когда ребенок становится старше, он теряет это преимущество. Привыкнув к любви и одобрению, когда он это делает, и к безнаказанности, когда не делает, он обнаруживает, что его великодушие и его усилия, увы, считаются уже чем-то самим собою разумеющимся, тогда как любое уклонение сталкивается со все возрастающим порицанием. (Такова судьба всех великодушных монархов.) Теперь он ничего не выигрывает, когда это делает, но проигрывает, когда не делает. Как часто все это будет повторяться в его жизни! Итак, в этом нежном возрасте он впервые сталкивается с неблагодарностью.
Вначале ребенок повинуется, так как рядом с ним его мать, любовь которой он хочет сохранить. А дальше происходит одна из самых удивительных вещей в природе. Он ведет себя так, как хотела бы, по его представлению, мать, даже если матери возле него нет! [Заметим, что не только человек, но и другие млекопитающие, по-видимому, способны к образованию "Суперэго" посредством аналогичного процесса интроекции. Из таких животных получаются друзья человека, потому что им можно доверять. Другие животные -- не друзья, а всего лишь исполнители; их можно "тренировать", но доверять им нельзя.] Иными словами, он начинает действовать в соответствии с ее указующим образом; чтобы руководить своим поведением, действительность ему больше не нужна. Вначале этот образ может быть сознательным, но с течением времени он все глубже погружается в подсознание, так что навыки кишечника приобретают все более автоматический характер.
Этот образ матери, ожидающей стула, который постепенно внедряется в подсознательную личность младенца и который в течение всей остальной его жизни будет воздействовать на него так же, как если бы мать была рядом, является одним из первых элементов, составляющих Суперэго. Образ этот сопровождается его собственным образом в виде хорошего мальчика, то есть мальчика, ведущего себя так, чтобы удовлетворить свою мать и свое собственное побуждение к развитию или физис; и этот образ является одним из первых элементов, составляющих его Идеал Эго, идеальную личность, которой он хотел бы быть.
Таким образом, выработка навыков кишечника зависит от роста нервной системы и от развития Суперэго, в том числе Идеала Эго. Срывы происходят большею частью в тех случаях, когда возникает раздражение и когда напряжение мортидо становится достаточно сильным, чтобы преодолеть сдерживающие силы Суперэго; обычно это связано с какой-нибудь реальной или воображаемой обидой или с лишением любви. Мортидо может быть удовлетворено либо активным, либо пассивным путем. Младенец может оказаться упрямцем, активно задерживающим свои дары и целыми днями отказывающимся приводить в действие свой кишечник, пока не будет устранена фрустрация или возвращена любовь; или же он может перестать управлять кишечником, пассивно допуская происшествия. Эти "происшествия" доставляют ему добавочное удовлетворение, когда он начинает понимать, что значит "грязное"; он замечает, что унижает и наказывает свою мать, которой приходится за ним убирать.
Эти две формы возмездия и удовлетворения мортидо часто сохраняются и в зрелом возрасте у людей, личность которых отчасти задерживается на кишечной стадии поведения, или, как ее называют, на "анальной стадии". Конечно, Идеал Эго не позволяет им действовать так грубо, как они поступали в младенчестве, но в их поведении проявляются те же характерные особенности. Люди этого рода выказывают свою злобу или удрученность одним из двух способов: либо они все портят, в буквальном или переносном смысле этого слова, и это весьма легкий способ поведения, не требующий особой оригинальности, выдержки или решимости; либо они упрямятся, задерживая все дела и пытаясь контролировать ситуацию мелочными придирками, скорее изматывающими, чем угрожающими. Они как будто говорят вам: "Все будет делаться в таком порядке, как мне угодно, если даже в конечном счете выиграете вы". Впрочем, если они проявляют больше решимости, то конечный выигрыш может оказаться за ними.
Если "анальное мортидо" не получает в детстве достаточного удовлетворения, оно может проявляться не только при особых обстоятельствах, но и стать основной движущей силой личности. Это приводит к двум типам "анальной" личности, которые встречаются в чистом виде или в сочетании друг с другом: "пассивный" или беспорядочный тип с характерными для него неопрятностью и видимой нерешительностью, часто страдающий поносом или колитом; и "активный" или упорядоченный тип, проявляющий упрямство и язвительность, чрезмерную придирчивость к деталям мышления или деятельности без отношения к действительным результатам и часто страдающий запором.
Сравнивая анальный способ удовлетворения мортидо с более ранним "оральным" способом, мы видим, насколько различны эти стадии развития. Пассивная форма оральной обиды проявляется в отказе от еды и в болезни, пассивная форма анальной обиды -- во всякого рода порче; активная форма орального возмущения выражается жестокими укусами, активная же форма анальной злобы -- упрямством и задержками, а иногда еще своеобразным видом жестокости.
Еще не вполне ясно, почему некоторые люди так сильно привязаны к той или иной ранней фазе своего развития, обнаруживая во взрослом состоянии те же слегка замаскированные способы реагирования -- анальный или оральный. Хотя помехи в развитии, о которых идет речь, обычно могут быть связаны с вынесенными из детства неудовлетворенными напряжениями, здесь, по-видимому, играет роль и конституция индивида. Это заметнее всего у некоторого вида анальной личности, типично эктоморфного телосложения; возможно, имеет значение тот факт, что эктоморфы часто страдают несварением желудка и кишечника. Висцеротоники, по данным некоторых авторов, часто принадлежат к оральному типу.

Старый мистер Кроун, с которым мы уже знакомы как с одной из жертв Наны, представлял собою почти чистый анальный тип. Он был выраженным эктоморфом -- высоким, тощим и долговязым с длинными неуклюжими ногами и вытянутым лицом. У него была костлявая шея, торчащие уши и загнутые книзу уголки рта. Движения его были резкими, фигура выглядела жесткой, а кожа была тонкой и серой. У него никогда не было друзей, потому что он больше интересовался своим кишечником и своим бюджетом, чем другими людьми.
Мистер Кроун имел приличный доход, но был скуп и проживал в маленькой комнатке на Рейлроуд-авеню, питаясь хлебом и водой. Ежедневно он принимал одну и ту же пищу, в одно и то же время, в том же углу и каждый раз клал свои тарелки в одно и то же место. По утрам он возился с чем-нибудь в ванной, днем подсчитывал вчерашние расходы, а в вечернее время проверял счета за прошлые годы и просматривал свое собрание журналов.
Мистеру Кроуну было около семидесяти лет; вот уже тридцать лет он дважды в неделю навещал доктора Нейджела, чтобы пожаловаться на свой кишечник. Всю жизнь он страдал запором, и в шкафу его была полка, уставленная всевозможными слабительными. Прежде чем с ним поселилась Нана, единственным разнообразием в его жизни была смена лекарств, которую он делал каждые несколько дней. При каждом посещении врача он описывал движения своего кишечника во всех подробностях иногда с гордостью, а иногда с сожалением в зависимости от силы и оригинальности, которые в них усматривал; что касается врача, то он, согласно замечанию известного писателя на медицинские темы доктора Гарри Бекмана, должен был мысленно сравнивать описания пациента со стандартными движениями кишечника, сохраняемыми под стеклянным колпаком в парижском архиве рядом с эталоном метра.
У мистера Кроуна было хобби: он выбирал из своих журналов изображения голых женщин и уродовал их карандашом; у него было и развлечение: он очень ловко щипал за ягодицы проституток. Стоимость этих забав, включая автобусные билеты, он вносил в свои бухгалтерские книги наряду с другими расходами, так что он мог в любой момент открыть свой шкаф и найти точную сумму, затраченную им на щипки в 1937 году. Когда мистер Кроун заболел, он из упрямства не разрешал доктору Найджелу его исследовать и в конечном счете умер от рака прямой кишки.
На примере мистера Кроуна отчетливо видны признаки анальной личности: упрямство, уязвленность, мелочная привязчивость к порядку, жестокость и чрезмерный интерес к своему кишечнику, от которого он получал сильнейшее из своих наслаждений.
Мы видим, что кишечник может служить как для удовлетворения либидо, так и для удовлетворения мортидо. Младенец получает бесхитростное удовольствие от движения своих кишок. Он наслаждается владением своим телом и своим "творчеством", поскольку это его главная "творческая" деятельность с видимым результатом. Иногда он даже любит поиграть с тем, что он произвел. У взрослого такие откровенные кишечные радости встречаются главным образом при психических заболеваниях, когда проявляются подобные ребяческие интересы; то же случается в сновидениях. Психологический анализ позволяет обнаружить те же тенденции в повседневной жизни нормальных людей. Анальные характеристики, описанные выше, часто проявляются в интересе к определенным вещам: сюда относятся ягодицы, спина, вообще все, что находится сзади, в том числе задние двери, а также шутки, связанные с туалетом (а не спальней). В некоторых случаях наблюдается связь между анальными интересами и гомосексуальностью.
Важные выводы этого параграфа состоят в следующем: во-первых, в течение анальной стадии развития, на втором и третьем году жизни, возможны нарушения, которые могут в дальнейшем повлиять на поведение взрослого индивида; во-вторых, анальная стадия связана с формированием Суперэго и Идеала Эго посредством принятия руководящего материнского образа вместо реальной матери, так что ребенок продолжает вести себя, как этого хотели бы его родители, через долгое время после исчезновения родителей из его жизни. (Поскольку туалетные навыки вырабатываются обычно матерью, мы о ней преимущественно и говорили. Если эта роль принадлежит отцу или обоим родителям, предыдущие выводы с соответствующими изменениями остаются в силе.) Главное, чего следует избегать на этой стадии, а также и впоследствии, это регулярного применения клизмы.
Записан

LupusLex

  • Почетный участник
  • *****
  • Репутация 29
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 762
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #1 : 13 Апрель 2008, 11:10:05 »

Да уж ничего не скажешь. Берн всегда был крайне схож в концепциях со стариком Фрейдом.
А 3-х ступенчатую концепцию получения удовлетворения как будто вместе писали.

Т.е. если верить этим двум товарищам, то аутентичная проблема кишечного тракта исходит из-за нереализованности третей психосексуальной ступени, а именно: в связи с психоэмоциональными нарушениями во взаимоотношениях с людьми в целом, либо с проблемами в отношениях с противоположным полом в частности, либо в недостаточности сублимационных процессов.

Таким образом, как у господина Кроуна, якобы формируется credo "Болезнь как времяпрепровождение", то есть практически как у алкоголиков, но не уровне физиологии, а гораздо глубже, в зоне "бессознательного", чуть ли не на уровне инстинктов.

Концепция конечно интересная. И уж если предположить, что наши мэтры не ошиблись, то возрастная регрессия и разрыв условно рефлекторных сигналов - это для нас единственный выход. Post calamitatem memoria alia est calamitas - Мы наши бе умножаем памятью.

P.S. Хорошо хоть вслух этого всего говорить не приходится  :D


« Последнее редактирование: 19 Май 2009, 04:30:47 от Laura »
Записан
Il est étonnant, comme sur un forum pouvaient se réunir tant de bons gens fins et tant d'idiots infatués.

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #2 : 15 Апрель 2008, 00:12:40 »

Проще говоря, получается, что мы, не в силах справиться с ситуацией, будучи крайне неуверенными в себе, проявляем детскую реакцию... :P
Послано: 13 Апреля 2008, 11:57:49
Да, вчера я перечитала Эрика Берна. Уменя случайно есть эта книга, так вот, не стоит смешивать понятия формирования личности и невротические проявления в том числе и психологические защиты. Берн говорит об анальном формировании личности, учитывая специфические особенности, которые присущи человеку на протяжени всей его жизни от рождения (ну чуть позже где-то около года) и до смерти. В нашем случае говорить об анальном поведении некорректно. Срк - это прявления невроза, сформировавшегося под влиянием длительного или многократного стресса, с которым психика не смогла справиться адекватно и сформировала определенный вид защиты, который в некоторых ситуациях дает определенные преимущества. Возможно кто-то будет с этим спорить, какое же это преимущество, когда то пучит, то понос, то запор, то боли... И все же несмотря ни на что это так. Если порыться в своей памяти, но наверняка каждый из нас сможет вспомнить немало ситуаций, когда под предлогом "болезни живота" появлялась возможность отказаться от чего-то неприятного, от того, что совсем не хотелось делать, избежать встреч с людьми, которые не нравятся и т.д. 
Более корректно здесь рассматривать методику транзактного анализа, разработанную тем же Эриком Берном, когда в различных ситуациях наше внутреннее "я" выступает то в роли родителя, то в роли ребенка, то в роли взрослого.
Когда человек сталкивается с проблемой, которую не может решить, он прибегает к одному из способов реагирования, который в этом случае кажется ему наиболее эффективным.
Это происходит бессознательно. И чем сильнее фрустрация (воздействие неразрешимой проблемы), тем более человек нуждается в защите и опеке, что не всегда может выразить, не умеет или не хочет, тем вероятнее бессознательное требование защиты через инфантилизацию (возвращение в детство) поведения.

Мне кажется, стоит попробывать вместе анализировать разные ситуации, в которых у нас чаще всего проявляется срк, и общими силами искатьпути их разрешения. friends
Записан

admin

  • Гость
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #3 : 15 Апрель 2008, 02:37:58 »

Да, вчера я перечитала Эрика Берна. Уменя случайно есть эта книга, так вот, не стоит смешивать понятия формирования личности и невротические проявления в том числе и психологические защиты.

Проня, никто и не смешивал. Однако не стоит забывать влияние на формирование характера индивида именно детских лет его жизни, опять таки по Берну. Разве Вы не придаете своему кишечнику повышенное внимание? И до СРК тоже придавали, правильно? Вот и он тоже отвечает взаимностью)) Все имхо конечно.
Записан

LupusLex

  • Почетный участник
  • *****
  • Репутация 29
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 762
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #4 : 15 Апрель 2008, 11:45:39 »

У Берна здесь как раз никакого противоречия нет. На то она и трехступенчатая система, то есть при появлении следующей предыдущая не исчезает, а даже наоборот активизируется.
Просто именно данные три формы являются хранилищем следствий невротических расстройств. Как компьютерный вирус - придти может откуда угодно, но прилипает все равно только к операционной системе.
Да и вообще, формирование личности это собственно и есть бесконечная череда эмоциональных всплесков и стрессов, начиная с того момента как его из благоприятной утробы вытаскивают в агрессивную среду, да еще и пуповину отрезают.  :D
Главное, что патетика концепции "Змей Горыныч" (ребенок, родитель, взрослый) исходит из привязки к конкретной ситуации, т.е. в ряде случаев простодушный игривый "ребенок" гораздо более прав, чем зацикленный на порядке "взрослый".
Записан
Il est étonnant, comme sur un forum pouvaient se réunir tant de bons gens fins et tant d'idiots infatués.

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #5 : 15 Апрель 2008, 17:43:20 »

Anti, мы действительно придаем кишечнику повышенное внимание. Только это происходит не потому, что мы "застряли на анальной стадии", а потому что повышенное внимние к своему организму, а точнее ипохондрическая фиксация входит в структуру обсессивно-фобического невроза (невроза навязчивых состояний).
LupusLex, у Берна действительно нет противоречий. Только в процессе формирования личности фазы сменяют друг друга, а именно в том случае когда, как Вы пишете, при появлении следующей предыдущая фаза не исчезает, а даже наоборот, активизируется, и происходит "застревание".
Каждая следующая фаза адаптирует ребенка к окружающей среде, она именно сменяет предыдущую, так происходит развитие.
Что же касается того, что все проблемы из детства, здесь ну даже вообще не может быть никаких сомнений и возражений. Переработка информации и накопление жизненного опыта у всех происходит по-разному, конечно, есть определенные закоемерности (Эрик Эриксон),  поэтому спектр невротических прявлений гораздо шире, чем три фазы Берна.
И потом, очень многое зависит от генетики. Тут я , конечно, не могу судить объективно, но если у человека есть наследственная предрасположенность к проблемам жкт, при неврозе они проявятся с наибольшей вероятностью, если проблемы с сосудами, ударит больше по вегетатике, (где тонко, там и рвется) и уверяю Вас, анальное развитие личности здесь совершенно ни при чем.
Что же касается триединства "ребенок, взрослый, родитель", действительно, детская непосредственная реакция может быть иногда эффективнее реакции "взрослого" или "родителя", главное то, что эта реакция должна быть адекватна ситуации.
Записан

admin

  • Гость
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #6 : 15 Апрель 2008, 18:57:47 »

Проня, то есть Вы хотите сказать, что у человека "застрявшего на анальной стадии развития" и страдающего метеоризмом, диареей или запором не есть СРК?
Записан

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #7 : 15 Апрель 2008, 19:09:55 »

Anti, есть определенная характеристика анального типа личности, я сейчас не буду подробно об этом рассказывать, описание этого типа Вы найдете в специальной литертуре (посмотрите книги по теме акцентуации). Кратко: это мрачные люди, склонные к черной меланхолии, эгоистичны, нетерпимы, скупы, не способны к сопереживанию, педанты и т.д.
Они могут срадать срк, а могут не иметь представления, что это такое, здесь просто нет никакой взаимосвязи... all_good
Записан

LupusLex

  • Почетный участник
  • *****
  • Репутация 29
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 762
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #8 : 15 Апрель 2008, 19:23:51 »

Проня, не может быть здесь никакого застревания. Если и принимать все это за истину, то каждый человек проходит все три стадии, просто "приживаться" они могут по-разному.

Я, вообщем-то, как раз об этом и писал, что не стоит так уж жестко привязывать СРК к т.н. "анальной стадии". СРК это не причина сама по себе, а всего лишь следствие чего-то другого.

Я конечно не яростный противник генетики, но уж слишком много и слишком часто современная медицина и образование свою несостоятельность в помощи списывают на предрасположенности, конституцию тела, возможные врожденные задатки и т.п.
Записан
Il est étonnant, comme sur un forum pouvaient se réunir tant de bons gens fins et tant d'idiots infatués.

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #9 : 15 Апрель 2008, 22:45:31 »

Не знаю, что касается генетиков, может быть Вы правы. к сожалению эты наука очень долгое время в СССР была запрещена как "вредная", да и сейчас, если и появляются какие-то публикации, то все с претензией на сенсацию, по таким, с позволения сказать статейкам трудно получить объективное представление.
Но в том, что организм наследует некоторые заболевания, а к некоторым есть предрасположенность, в этом, кажется, никто не сомневается... :o
Послано: 15 Апреля 2008, 17:29:16
Нам ведь важно не просто знать, откуда "ноги растут" у нашей проблемы. Нам важно с ней справиться. Вот именно поэтому я и предложила разбирать вместе ситуации, когда проявляется срк и предлагать новые способы реагирования в этих ситуациях. Во-первых всегда интересно попробывать что-то новое, а во-вторых мы отступим от своих шаблонов, как написал LupusLex, разорвем условнорефлекторную сязь. (разрыв шаблона) Кстати, дотаточно эффективная техника. good
Записан

LupusLex

  • Почетный участник
  • *****
  • Репутация 29
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 762
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #10 : 15 Апрель 2008, 23:41:28 »

разорвем условнорефлекторную сязь.
Знакомое НЛП...
Нам ведь важно не просто знать, откуда "ноги растут" у нашей проблемы. Нам важно с ней справиться.
Это точно. У всех у нас одна цель: быть здоровыми и счастливыми.
Записан
Il est étonnant, comme sur un forum pouvaient se réunir tant de bons gens fins et tant d'idiots infatués.

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #11 : 16 Апрель 2008, 00:07:39 »

Не только НЛП.
Приведу простой пример:

Человек боится экзамена - итог срк
Как  с этим справиться?

Для этого попробуем начать с простого анализа ситуации...
Что же происходит на самом деле, откуда берется страх? Нет угрозы жизни, нет угрозы здоровью.
Значит есть какие-то другие поводы для появления страха...
Сначала ответим на вопросы:
- Нравится ли вам выбранная специальность;
- Вы ее выбирали сами или кто-то сделал это за вас;
- Любите ли вы тот предмет, который сдаете;
- Каково ваше отношение к преподавателю;
- Что вы слышали об этом преподавателе (то есть насколько ваше мнение о преподавтеле предвзято и сформировано мнением окружающих;
- Относится ли этот предмет к профилирующим по вашей специальности или это общеобразовательный предмет;
- На что конкретно влияет результат экзамена;
- Что будет в самом худшем случае, если вы его не сдадите;
- Что булет в лучшем случае, если вы его не сдадите;
- Как вы реально оцениваете свои знания по этому предмету;
- Пригодятся ли вам эти знания в будущей профессии;
- Что вы действительно хотите:
                  Сдать и забыть
                  Не ударить в грязь лицом в глазах однокурсников
                  Повысить самооценку
                  Получить подтверждение своей компетентности и т.д. (возможны сотни вариантов)
- Что вы почувствуете в случае успеха
                  кретерии успеха (здесь какая оценка)
- Что вы почувствуете в случае неудачи
                  кретерии неудачи
- Что бы вы сказали себе в случае успеха
- Что бы вы сказали себе в случае неудачи.....

Ну, схематично это может выглядеть примерно так . После подробного анализа ситуации эмоциональное напряжение снижается.                   
Записан

Lyn

  • Новичок
  • *****
  • Репутация 4
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 28
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #12 : 16 Апрель 2008, 12:56:35 »

Да,..  дураки вряд ли страдают СРК
Записан

Проня

  • Член клуба СРК
  • *****
  • Репутация 71
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1121
  • Все на свете проходит, пройдут и неприятности.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #13 : 16 Апрель 2008, 19:51:18 »

На эту тему есть чудный анекдот:

Псих думает, что дважды-два  - пять. и абсолютно спокоен, а невротик знает, что дважды-два  -  четыре, но очень волнуется. :)
Записан

Dead Sailor

  • VIP
  • *****
  • Репутация 454
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 3071
  • Те,кому нечего ждать,отправляются в путь.
Re: "Анальное мортидо" Эрика Берна.
« Ответ #14 : 16 Апрель 2008, 20:29:44 »

Проня,анекдот действительно чудный! :DИ главное-реалистичный good.
Записан
В жизни полно дверей, которые не отворяются, когда ты в них стучишь, - не меньше, чем тех, которые распахиваются, когда ты этого не желаешь.
Роджер Желязны.
 

Страница сгенерирована за 0.392 секунд. Запросов: 56.