Из инета. Заметка о восприятии ощущений.
Мне тринадцать, и никто не верит, что мне горячо.
Когда все уже съели ужин, я сижу и качаюсь на стуле с полной тарелкой, потому что не могу есть горячее. Больно.
В детстве более всего пугали отключения горячей воды, поскольку старшие громко возмущались, что я разбавляю наполовину с таким трудом нагретую воду - а у меня при прикосновении к тому, что они называют "теплой", ощущение, что кожу сдирают.
Я не могу донести стаканчик чая, купленный в буфете, до столика - руки рефлекторно разжимаются.
Я не могу взять его в руки. Пить это я могу чуть ли не через полчаса.
"Нет, не горячо"
"Все уже остыло, ешь"
"Не горячо"
"Не капризничай"
"Не выдумывай"
Мне двадцать пять, и я знаю: все вышеописанное - частный случай того, как уничтожают в нас дружеские отношения с нашим телом, придумывают за нас наши мысли и мотивы, отрицают наши реальные ощущения. Это насилие, через которое прошли многие из нас. Да, трудно понять, что ощущает другая человечица, если ее физические ощущения отличны от твоих собственных - но нужно стремиться к тому, чтобы не отрицать ощущения других женщин, чтобы жизнь каждой из нас стала лучше.
"Не реви, не больно" - говорят нам, когда мы разбиваем в детстве коленку. На самом деле это означает - ты слишком громко плачешь, ты привлекаешь внимание, ты ставишь меня в неловкое положение.
"Больно? Не выдумывай" - говорят гинекологи, когда мы жалуемся на грубость их действий. Отрицать чужую боль проще, чем изменить свои действия.
Мы привыкаем к боли. Мы привыкаем игнорировать сигналы организма о том, что с нами что-то не так. Мы носим обувь, причиняющую боль нашим ногам, но делающую их форму "эротичной" - как и требуется. Мы носим белье, делающее нашу грудь "сногсшибательной", но причиняющее дискомфорт, мы выдираем волосы, потому что считается нормальным терпеть боль даже не ради красоты - ради соблюдения нормы.
Подобного рода общественное отношение к боли часто приводит к печальным последствиям, в том числе игнорированию в медицине степени боли как симптома болезненных состояний. Страдающим сильными болями (в частности мигренями) часто сложно получить качественное обезболивание. Как бы странно ни звучало, "не ври, не больно" и "степень нестерпимости боли определяет врач" - звенья одной цепи.
Можно задавить рефлексы. Можно. Можно научиться не выдергивать облезающую руку из емкости с кислотой.
...но зачем это нужно?
Пострадает ли мир, если я выпью этот чай через полчаса с удовольствием? Или мне следует в попытках доказать свою "нормальность" (хотя мои реакции - как и любые реакции - вариант нормы), в попытках сымитировать поведение окружающих, спешно и со слезами боли на глазах проглотить обжигающую жидкость? Пострадает ли мир, если я не вырву волоски над верхней губой? Пострадает ли мир, если я подберу удобное белье, снимающее нагрузку и не причиняющее боли? Пострадает ли мир, если я надену кеды?
Большинство из нас обладают безупречным маркером того, что "что-то пошло не так" - способностью чувствовать боль и запоминать, что приносит боль и, соответственно, чего следует избегать либо анализировать необходимость этих действий.
Сопротивляйтесь чужим попыткам выключить в себе эту суперспособность.
Сопротивляйтесь нормализации и отрицанию боли.
Я пью мой холодный чай за наше общее сопротивление.