Кто несёт ответственность?
Любимое развлечение родителей – брать на себя ответственность за учёбу ребенка. Представьте, что ваш ребёнок и его учительница – это ваш друг и начальник этого друга или ваша подруга и начальница этой подруги. И представьте, к вам приходит подруга и начинает жаловаться, какая начальница дура, придирается, непонятно что хочет, премии обещает лишить или уже лишила.
Как вы отреагируете, если к вам приходит подруга и рассказывает, как начальница не права? Кинетесь решать проблему подруги во взаимоотношениях с начальницей? Будете воспринимать на свой счет? Станете обвинять, оскорблять эту подругу (друга)? Либо вам надо срочно попытаться с начальницей о чем-то договориться? Решать какие-то вопросы и проблемы для начальницы, лишь бы начальница к другу лучше отнеслась?
Я таких людей не встречала, кто воспримет эту проблему как собственную. Посторонний не будет ответственным за чужие отношения с посторонней чужой тёткой или дядькой на чужой работе и не начнет в них вмешиваться.
Чем же заняты большинство родителей в точно такой же ситуации?
У ребенка есть его учеба, будем считать это его работой, и есть ряд начальниц или начальников.
И это способ сформировать из ребёнка неудачника, когда ответственность за отношения с другими людьми родитель берет на себя.
В отношениях есть две стороны – преподавательница (учительница) и ребёнок. Родитель тут вообще не при чём. Родитель не должен никоим образом в чужие посторонние отношения лезть без самой-самой крайней необходимости. Крайняя необходимость – если ребёнка бьют, оскорбляют, унижают, тогда родитель обязан защитить.
Если у них просто текущие взаимоотношения, конфликтные-неконфликтные, то очень неплохо задать себе вопрос: «Моему ребенку когда-нибудь будет сорок лет. И он, вспомнив эту ситуацию текущего конфликта с педагогом, оглядываясь на тридцать лет назад, чему он в этой ситуации научился? Если я начну вмешиваться на стороне педагогов? Если я начну вмешиваться на стороне ребёнка? Или если я поддержу ребенка, но вмешиваться не стану?»
Какой из этих вариантов выгоднее взрослому сорокалетнему мужчине или женщине? Как правило, если смотреть из будущего таким обратным отсчетом, оказывается, что с точки зрения далёкой перспективы, нам намного выгоднее, чтобы ребенок обучался в этом тренировочном процессе, когда на кону не стоит ни увольнение с работы (как в случае взрослого конфликта с реальным начальником), ни остаться без денег и нечем кормить семью, ни серьезные взрослые проблемы.
В десять лет можно позволить себе любое разрешение конфликта – оно особо не повлияет на текущую жизнь. В крайнем случае, всегда можно уйти в другую школу, на домашнее обучение, сдать экстерном этот предмет. Даже если конфликт будет сильно эскалирован, это легко решаемые вопросы.
🐒 Когда менеджеров учат переговорам или управленческим поединкам, есть такая метафора – на ком сейчас сидит обезьянка ответственности? Обезьянка может сидеть либо на одном человеке, либо на другом человеке. У двух людей одновременно ответственности за ситуацию не может быть по определению.
🐒 Где сидит обезьянка ответственности за отношения ребёнка с учителем? На ребенке, на учителе или вы, как родитель, согласны непонятно зачем её повесить на себя? И тогда вы будете во всём виноваты. Если вы смотрите из перспективы будущего, правильная реакция такая: сообщить ребенку, что вы его любите и поддерживаете, но «это твои отношения, это твоя учительница, ты сам с ней все вопросы и решай». Этим мы оставляем ответственность на ребенке.
🎯 Например, звонит мне учительница: ваша дочка то-сё, я не справляюсь, я не могу, вы на неё повлияйте. Я человек адекватный, обезьянка ответственности мне не нужна, мне своей работы хватает. Моя реакция очень простая: «Знаете, у меня точно такая же проблема. И со мной моя дочка точно так же делает, и я тоже не справляюсь. Но Вы же, в отличие от меня, профессионал. Я уверена, Вы, как профессионал, сумеете найти к ребенку правильный подход».
Ближайшие месяцы она искала правильный подход, пока не нашла. Я тут не при чем. Всё, проблемы решились. А теперь представьте, если бы я начала вмешиваться, пытаться с ней договариваться, ругать дочку, ещё что-то. Я бы испортила отношения с дочкой. Я бы повесила на себя кучу ненужной мне ответственности. Учительница и дочка так и не научились бы договариваться между собой самостоятельно.
И такие моменты в жизни родителей есть каждый день. Ребенок не собрался, забыл форму на физкультуру – на ком висит обезьянка? На ребёнке, на учителе физкультуры или на родителе? Все почему-то начинают эту обезьянку на себя вешать, что я в чём-то виноват, начинают считать себя плохим родителем, если мой ребёнок что-то забыл. Лично меня это вообще никак не касается. Забыл – договаривайся с учителем. Получил свою двойку или ноль – в следующий раз вспомнишь.
Меня никак не касается результат деятельности работы ребёнка в виде учёбы. Когда мои дети чётко знают, что ответственность за их отношения с учителями, ответственность за их знания, образование, оценки, учёбу не на мне, а на них, то эта схема намного лучше работает, чем у моих подруг, которые вынуждены часами каждый вечер стоять над душой: сделал уроки, не сделал уроки и прочие вещи.
🐒 Предлагаю вам задуматься по поводу этой ошибки. Подумайте, на ком висит обезьянка ответственности: на вас, на ребёнке, на учителе? Как, если уже повесили, снять ответственность с себя? А если еще не повесили, то и не вешайте.
Ольга Юрковская